Маршрут сплава – это участок Дона в его средней части, где средняя скорость течения реки равна 3 км/час. Время сплава - с 11 по 16 июля. Протяжённость – 280 км. Плавсредство – надувная вёсельная лодка из ПВХ длиной 3 м, оборудованная для плавания под парусом. Старт в Серафимовиче от берега Преображенского Усть-Медведицкого монастыря во вторник в 11:00. Финиш в Калаче-на-Дону перед мостом через Дон в воскресенье в 19:00.
1-й день: 11.07, вторник
На место стартапа меня завёз мой зять, который помог собрать лодку. На старт приехала и моя супруга, которая встречала меня и на финише. Местом старта был выбран очень удобный берег у монастыря, который по течению Дона расположен выше посёлка. Лодку собрали быстро. Я наспех перекусил и в 11:00, сделав фото на память с супругой, оттолкнулся от берега.
Ветер был попутный и вместе с течением реки они делали своё дело.
Посёлок Серафимович стоит на крутом берегу. Но всякая крутость берега имеет начало и конец. Крутость начинается у монастыря и заканчивается в конце посёлка у Воскесенской церкви. От церкви есть съезд к основанию берега у посёлка – к пляжу и лодочной станции. По течению реки за поселком имеется мост.
В посёлок Серафимович можно попасть как с ростовской трассы через Суровикино, чем мы и воспользовались, так и с московской трассы через Михайловку. Зять на обратном пути возвращался именно этим маршрутом, который имеет более качественную трассу. Разница в километраже несущественна.
Следует понимать, что в руслах рек ветер дует не по сторонам горизонта, а всегда вдоль русла, независимо от его направления. При этом ветер либо встречный – что на практике бывает обычно чаще, либо попутный.
Первый день сплава был, пожалуй, самым удачным – постоянно дул ветер попутного направления, и с одиннадцати часов дня до семи часов вечера – за восемь часов пути, удалось пройти 47 км. Средняя скорость дня была почти 6 км/час!
Однако при первой попытке сойти на берег у турбазы «Дон», выявилось, что берега Дона на границе с водой топкие. При выходе на берег ноги проваливаются в чёрную и плохо отмываемую жижу. Я увяз в этой жиже и, чтобы не упасть, мне пришлось опереться на парус, при этом погнуля конец гика.
Зимой, при подготовке к сплаву, выяснил, что приоритетным способом отдыха на среднем Дону является групповой сплав на плотах, и в конце первого дня сплава я увидел такой плот, стоящий у острова. Он был «вооружён» множеством удилищ, имел мангал и коптильню с запасом дров, а его обитателями была команда «серьёзных» мужиков. Общение было приятным и «продуктивным». Вышли они из Серафимовича три дня назад и шли до Пререкопской.
На ночёвку я остановился в 19:00. Место первой ночёвки было на внутреннем береге изгиба реки – на плёсе. Место было отличным и, наверное, лучшим из всех последующих. Можно было поставить палатку, но я не стал колготиться – очень устал, и привычно устроился на сон непосредственно в лодке.
Все ночи сплава были «лунявые». Ночь первой ночёвки была первой после полнолуния.
2-й день: 12.07, среда
Окончательно проснулся 3:30. Светало. Упала роса, и всё вокруг было мокрым.
На реке был туман. Клубы его были словно живыми. Он колыхался, поднимаясь и опускаясь, а свет утренней зори окрасил их верхушки розовым цветом!
На маршрут вышел по цивильному - в 7 часов: просушил тент, приготовил завтрак и неторопливо позавтракал, накипятил на день чаю, которого на жаре выпивается до двух литров, запарил в термосе гречку для обеда.
Ветра (дутья) практически не было – был кисляк. По маршруту меня несло течение реки и, периодически, я использовал вёсла для выравнивания положения лодки на курсе.
Берега среднего Дона несколько отличаются от берегов нижней Волги. На изгибах Дона внешний берег – яр, обычно не высок, а внутренний берег – плёс, закрыт травой (осокой), а сам он покрыт кустарником. Для выхода на плёс нужны проходы через траву.
В этот день я должен был пройти посёлок Мелоклетский, название которому определили залежи мела. За ним, на правом берегу, находится место съемок фильма «Они сражались за Родину». Там же строит и часовня Василия Шукшина.
После девяти часов утра стали появляться слабые порывчики встречного ветра, и я двигался по руслу реки, используя то парус, то вёсла.
На стрелке очередного попутного острова стоял плот, обитатели которого были типичными «пляжниками». О рыбе в Дону они ничего не ведали…
Следует понимать, что на этом участке Дон не судоходен. Указателей для прохождения с соответствующими глубинами нет и на середине реки, шверцы моей лодки стали периодически цепляться за дно. По внешнему виду берега были похожи, и определить где находится максимальная глубина русла, оказалось не просто.
Берег участка территории съёмки фильма «Они сражались за Родину» впечатлил!
После Мелоклетской очередным местом проживания людей было селение Перекопская. Стали чаще встречаться рыбацкие лодки и у села местные рыбаки «одарили» меня двумя рыбинами на уху.
Солнце садилось, а приличного места для стоянки не находилось. Крутость берега и топкость его границы с водой обусловили ночёвку в лодке, стоящей на воде. Лодка была зачалена у берега носовым и кормовым концом. В таких условиях готовить ужин было неудобно, поэтому уха была отложена на завтра.
Будучи ограниченным в перемещении по берегу, и устав от долгой работы вёслами, я рано уснул.
3-й день: 13.07, четверг
Проснулся около часа ночи. Сияние луны и отсутствие ветра обусловили моё решение продолжить сплав ночью, используя течение реки и вёсла. Движение по реке ночью и в тумане – это отдельная тема… Попал на мелководье, пришлось снимать шверцы.
С утреней зарёй стало легче продолжать движение. По навигатору определил, что могу двигаться на вёслах по течению со скоростью до 5 км/час!
В шесть часов утра остановился на завтрак на противоположном берегу селения Кременская. Сварил вчерашнюю рыбу и с удовольствием поел ухи.
От берега отошёл в 8 часов утра, работая вёслами.
Как и вчера к середине дня появились слабые порывчики встречного ветра, так что путь я продолжил, используя преимущественно вёсла. Сплав из парусного явно превращался в гребной.
Прошёл Саушкин. Гребля требовала использовать перчатки, которые были заготовлены заранее.
В два часа дня встал на стоянку у большого посёлка Новогригорьевская, где имеется даже Троицкий собор. Надо было пообедать, а при возможности сделать длительный привал.
Здесь я впервые искупался. Хотел немного поспать, переждав дневную жару, но на берегу жара «давила» гораздо сильнее, чем на воде.
У нас на юге на воде солнце - это самая большая опасность. Надо всегда быть в рубашке с длинным рукавом и брюках. Быстро обгорают кисти рук – надо обязательно быть в перчатках, и верхние части ступни ног – приходится быть в носках. Лицо и открытые места тела утром мажешь кремом от загара, а вечером – спреем от комаров.
У Новогиреевской есть паромная переправа.
Не желая терпеть жару на берегу, я вышел на воду и стал просто плыть по течению, никак не управляя лодкой. Такое безобразие продолжалось минут сорок, и я опять взялся за вёсла. Граница берега и глади воды иногда образуют удивительные симметричные узоры.
Впереди был участок маршрута, где русло реки образует почти полное кольцо. Очевидно место это весьма «клёвое», ибо рыбаков там было большое множество.
На выходе из кольца левый берег представляет собой песчаные обрывы высотой до 50 метров.
К вечеру немного поддуло почти попутно. Надо было искать место для ночёвки. Привлекал правый берег, но он оказался топким. Ветер скис, и я взялся за вёсла, не зная куда грести.
Встречный рыбак, сказал что ближайшее место , где возможна стоянка , находится на противоположном левом берегу и до этого места около двух километров. Стало ясно, что засветло я туда не выгребу. Однако есть места и ближе, но они заняты постоянно проживающими там отдыхающими. Надо будет проситься на соседство.
Противоположный берег с воды был заросший осокой, и проходы к чужим стоянкам надо было ещё найти.
Мне повезло – первая лагерная стоянка оказалась безлюдной. Берег был крут и неудобен, однако переночевать на нём было вполне возможно.
Готовить ужин было крайне неудобно. Быстро вскипятил немного воды для кофе и поел всухомятку. Даже чай на ночь не удалось сделать, решил, что ночью буду пить сырую воду.
В этот третий день сплава была начата вторая пятилитровая ёмкость. Надо было экономить чистую воду и переходить на кипячение забортной воды, которая становилась на взгляд всё более чистой.
На стоянке берег имел значительный уклон, поэтому лодка стояла кормой частично на берегу, а носом в воде, что немного компенсировало уклон берега. Спать нужно было упираясь ногами, чтобы тело не сползало по дну лодки, что, конечно же, было крайне неудобно.
4-й день: 14.07, пятница
Из-за неудобства сон был рваным, и как только стало развидняться, я решил продолжить движение и вышел на воду в половине четвёртого утра опять при полном отсутствии ветра. Мой проход на вёслах вдоль берега сопровождался лаем собак из двух соседних лагерей на берегу. Минут через сорок, я достиг песчаной косы на изгибе русла, которую советовал мне для ночёвки вчерашний рыбак. Зря я его не послушал…
Над водой стоял туман, и было довольно прохладно. Я неспешно работал веслами, укутавшись, сколько было можно в спальник. Поднялось солнце, а вместе с ним и настроение.
Около шести часов утра я прошёл Белужно-Колдаиров, стоящий левому берегу. Немного ниже по течению был небольшой остров, в конце которого я остановился для утренних процедур и завтрака. Удобство этой стоянки частично компенсировало неудобство ночёвки.
Путь продолжил в 8:30. Это был уже третий день движения преимущественно на вёслах при кратковременных порывах встречного ветра.
Часов в 9 позвонила супруга и предупредила, что по прогнозу в моём районе ожидаются сильные порывы ветра. Вскоре действительно задул встречный ветер до 5-ти м/с и я приготовился к нормальной работе.
На облаках появись «хвосты».
Однако ничего необычного не было до рыболовецкой базы «Белая гора», названной, очевидно, по виду холма, расположенного на противоположном правом берегу.
После этого места дутьё представляло собой последовательность сильных порывов ветра, которые по очереди могли дуть в разные стороны и даже в противоположные – последовательность вихрей. Такого явления мне раньше наблюдать не приходилось.
На очередном небольшом острове я перекусил и искупался. Остров имел песчаный мелководный берег. В этом месте река сужалась, и течение было очень сильным. Трудно было устоять, находясь по пояс в воде.
Решил подготовиться к сильному дутью: снял вёсла и установил балку для гика-шкота.
Впереди Дон должен быть разделяется на основное русло – справа по курсу, и протоку – слева по курсу. Надо было определиться с местом прохождения маршрута. Рыбак на берегу сказал: «Иди правым руслом!» Позже это подтвердили и другие люди.
Встречный ветер (мордотык) был долгим, а волна крутой. Спокойной воды у берегов не было.
Причалил где-то в людном месте и узнал, что до развилки ещё примерно три километра. Оказалось это расстояние только до очередного острова, перед которым оказались обширные мели.
Надо было определятся с ночевкой, и я ткнулся в первый проход через траву на левом берегу. Место здесь конечно же было занято, но мне разрешили присоседится. Хозяевами места была группа молодёжи из Москвы. Мне выделили участок для палатки, помогли с переносом вещей и я впервые за всё время сплава очередную ночь спал, свободно вытянув ноги и без надоедливого писка комаров.
Компания была не очень буйная – ночью музыки не было. Ребята одарили меня питьевой водой.
5-й день: 15.07, суббота
От берега отошёл в 5:30: отсыпался и сборы. Хозяева гостеприимного лагеря, конечно же, ещё спали.
Был полный кисляк, и моим движителем являлось только течение. Опять пришлось «включать» вёсла. Над тихими водами реки гремела лихая музыка, которую излучала турбаза Тишанская.
Дошёл до развилки реки и вошёл в основное (правое) русло. Оно относительно узкое и имеет множество изгибов. Рыбаков было немного.
Провёл сеанс свиязи по Скайпу с супругой. Настроение было отличное, только одно осложняло жизнь - надо было постоянно работать на вёслах…
Как обычно к 9 часам стало поддувать и, конечно же, встречно.
После слияния основного русла и протоки впереди был крутой поворот у поселка «Трёхгорская». Здесь на левом берегу стоит большая турбаза «Белуга». Была суббота, народу не протолкнуться.
К берегу подошёл в месте подальше от отдыхающих. Берег был топким, готовить еду было неудобно, а любопытствующие всё же настигли.
Дальше был недолгий мордотык при относительно несильном ветре, и опять весла и парус…
По пути были турбазы, а впереди поселок Вертячий.
Мужик на лодке с двумя пацанами пытался выяснить, как установлена мачта в моей лодке.
У Вертячего ширина реки значительно увеличилась, и русло сильно повернуло направо - ветер стал попутным.
Согласно карте и навигатору впереди имелась узкая протока, проход по которой значительно сокращает маршрут, но в ней надо только грести.
Был поздний вечер и ветер скисал. Я рискнул пойти по протоке, ширина которой была от 10 до 20 метров, а глубина 3 м. Течения практически не было. Греблей занимался около часа.
Когда вышел из протоки в районе посёлка Песковатка, солнце уже садилось, и надо было срочно искать место для ночёвки.
Такое место нашлось в 20:00 – небольшой кусочек берега из меловой гальки. Быстро разместив на берегу лодку, я даже успел сделать себе ночного чая.
Завтра 16 июля, моему другу и соседу Саше Вдовенко исполнялось 70 лет, а до финиша чуть меньше 50 км…
Если завтра, в воскресенье, не дойду до Калача - не финиширую, то забрать меня смогут только в конце следующего дня – в конце понедельника.
6-й день: 16.07, воскресенье
Подъём в 3 часа, а в 3:40 я уже на воде. Штиль и гребля… Даже парус не поставил.
Через час потянуло с правого берега – моя лодка имеет курс бакштаг – ветер не чисто попутный а немного сбоку!
Быстро на ходу поставил парус.
Достаточно крутой поворот у посёлка Большенабатовского - направление ветра сохранилось.
В 10:00 я уже в Малоглубинской.
Перекусил в кафе «В тени паруса» я настроился на борьбу со встречным дутьём.
Направление ветра позволяло иметь длинные галсы по генеральному курсу.
На просторах перед Голубинской был порывистый попутный. Простор «заселён» островами, однако между островами виднелась растительность. Решил не рисковать - никаких сокращений маршрута с проходом между островами.
После Голубинской хотелось остановиться и перекусить, но берега не позволяли это сделать.
Следующий встречный остров обошёл слева, вышел к правому крутому берегу Дона и здесь ветер скис…Дальше надо было работать на вёслах, парус, работая как флаг, тормозил и я его убрал. При этом есть течение или нет его, было непонятно.
По телефону согласовал с сыном время встреч у моста – думал, что буду в 18:00. Однако в 18:00 я только увидел желанный мост и до него «сайгачил» на веслах ещё полтора часа.
Финишировал на бетонном берегу перед мостом.
Лодку закидывали с сыном по бетонке наверх рывками по одному метру.
Всё удалось выполнить без потерь и на закате я уже пил холодный компот, приготовленный встречающей меня супругой. В 10:00 снаряжение было выгружено в гараже Волжского, а в 11:00 я, приняв душ, уже поздравлял Сашу Вдовенко с семядисятилитием.
Другие материалы об этом и иных сплавах автора доступны по следующей ссылке: https://yadi.sk/d/1-TJuBwo3LHHTS
Аркадий Чичилин
27.07.2017 10:45
Спасибо, безумно интересно было смотреть фото и читать Ваш рассказ!!!
Я бы так не смог. Неделю без кондиционера, душа, туалета, интернета, кормить комаров и мошек.
Лучше в баре посидеть, пивка попить с воблой.
СУПЕР!!!! Вы большой молодец! Дай Бог Вам здоровья еще на долгие года!!!!
Добавление новых комментариев заблокировано в связи с истечением времени.
Лучший комментарий дня:
+22 Автор: буква А.
Праздник учредили по другой причине, чтобы коммуни ...
Худший комментарий дня:
-3 Автор: Mайкл.
Гипербореец писал(а):опавшая листва-это пища для д ...
$ 97.55
€ 106.14