Вакансии
ГлавнаяРазделы сайтаРазвлечения и туризм → Авторские путешествия. Абхазия: «за» и «против»

Авторские путешествия. Абхазия: «за» и «против»

В октябре мы побывали в Абхазии, которая отчего-то стала особенно популярной у российских туристов в этом году. Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, ее популярность в следующем году, видимо, вырастет еще в несколько раз.

Учитывая, что это недалёкая (в плане расстояния от Сочи) «заграница» и достаточно недорогая (есть такой стереотип), мы решили отправиться туда, чтобы составить свое впечатление. Для отдыха, ко всему прочему, выбрали «низкий сезон» – начало октября.  Разумеется, в силу упомянутых причин, рассчитывали отдохнуть «бюджетно». Что из этого получилось, сейчас расскажем.

Граница и проезд

Если вы решили отдохнуть в Абхазии, то ехать на поезде придется до самого Адлера. Оттуда ходят автобусы и маршрутки до границы. Стоимость – от 25 до 150 рублей, в зависимости от комфорта и срочности. Границу мы прошли пешком без каких-то проблем, вещи не досматривали.

А вот дальше, от границы, началось самое интересное: добраться до абхазских городов можно на маршрутке (от 150 рублей) или на такси (500 рублей с человека). Маршрутки («газели») ходят нечасто, и они не в лучшем виде. Сравнивая проезд туда и обратно: лучше не скупиться и заплатить за трансфер, чтобы получить удовольствие от отдыха. Ожидание, пересадки, нервы того не стоят. В итоге, разница по деньгам небольшая, но обратно нас довезли прямо от гостиницы в Пицунде до адлерского вокзала быстро и с комфортом.

Размещение

Остановиться мы решили в городе Пицунда, почитали отзывы и решили, что тихое и зеленое место с чистым морем – то, что нам нужно. Выбрали на популярном сайте бронирования жилья гостиницу (1200 рублей в сутки) в 300 метрах от моря и оплатили ее за сутки до выезда из дома.  Кстати, в сезон цена за номер в этой же гостинице превышает 3000 рублей в сутки, но зато хозяева держат при гостинице кафе, продают домашние напитки и организуют экскурсии. Все это работает до конца сентября. С 1 октября жизнь на курорте словно замирает: в этом есть свои плюсы, но есть и очевидные минусы. Например, в первые дни было тяжело сориентироваться и найти работающие кафе, а «сетевиков» поблизости не оказалось вообще (павильоны и ларьки – только до 19 часов).

Мы разместились примерно в 20 минутах ходьбы от центра Пицунды, поэтому, при желании, всегда можно было дойти до рынка, магазинов или кафе и отведать аппетитные национальные блюда (лобио, чахохбили, мамалыга, копченое мясо, соленья и многие другие). Средний счет на двоих – около 700 рублей.

К тому же, большинство гостиниц оборудовано таким образом, что есть возможность приготовить что-то самим. Ну, а такое абхазское гостеприимство, рассказывать долго не надо. Хозяева могут жить в соседнем доме, устраивая вечерние посиделки для всех постояльцев (по желанию). Так у нас и получилось однажды, когда все мы собрались за общим столом, приготовили шашлык, а хозяева угостили нас своим вином и коньяком. Впрочем, все остальное время мы покупали исключительно бутылочное (заводское) вино – примерно по 180 рублей за бутылку. У нас такое стоит более 400 рублей, причем по вкусу сильно уступает. Абхазцы говорят, что вино, производимое на экспорт, более низкого качества, чем для внутреннего рынка.

Пицунда

В самой Пицунде – очень чистое море с галечными и песчаными пляжами и реликтовые сосновые рощи. Хозяева рассказывали, что на всем побережье Черного моря не видели такой чистой воды в сочетании с богатой природой. Можем только подтвердить: такого чистого моря мы не нашли даже в Крыму. А главное – теплого: 10 октября море было около 23 градусов. У нас в Волжском как раз началось резкое похолодание, и было ощущение, что мы снова попали в лето.

Правда, увы, радость была недолгой: почти все 10 дней нашего пребывания в Абхазии (да и на всем Черноморском побережье) шли дожди. Пожалуй, ничто (ни высокие цены, ни отсутствие сервиса, ни «мертвый» сезон) не способно испортить отдых так, как плохая погода.

Тем не менее, нам удалось много  посмотреть и погулять по окрестностям. В самой Пицунде рекомендуем побывать на Набережной, в реликтовой сосновой роще и обязательно – в Пицундском храме. В нем есть огромный орган, и постоянно проводятся органные концерты. За 50 рублей можно прогуляться по территории храма, а если повезет (как нам) – услышать звуки органа перед концертом. В этой музыке, однозначно, есть что-то волшебное! А около храма есть очень приличное кафе с вкусной кухней. Там можно присесть отдохнуть после экскурсии, отведать местного шашлыка с вином и полюбоваться видами храма.

Интересно, что остановки в Пицунде проектировал сам Церетели: они напоминают осьминогов, моллюсков и прочую живность.

Сам город расположен на одноименном мысе Пицунда, и его Набережная повторяет очертания этого мыса. Правда, вход для туристов туда платный (!). Символический, но платный – 25 рублей с человека. Такой расклад дел нас просто шокировал: где это видано, чтобы вход на городскую Набережную был платным? Деньги небольшие, но так в Абхазии повсюду: где и на чем только можно «стричь капусту», местные жители с радостью это делают. Понятно, курортный город за счет этого и живет.

Но проблема страны в том, что здесь ровным счетом ничего не делается для развития (и даже сохранения) ее богатств. Большая часть ее территории пребывает примерно в таком виде:

Так что лучше не отходить далеко от моря, чтобы не портить себе впечатления от отдыха.

Окрестности и другие города

Из окрестностей мы побывали на озере Рица, в Гагре, Новом Афоне и Сухуми.

Несмотря на то, что последний из городов – столица Абхазии, мы не задержались в нем даже на час. Ощущение от города жуткое: дома пробиты пулями, как будто война здесь кончилась не много лет назад, а буквально вчера. Везде серость и разруха. Из достопримечательностей – ботанический сад, Набережная, пальмовая аллея и Сухумский винзавод, который нам так и не удалось найти. Никто из местных жителей сегодня не знает, где находится эта «загадка природы» и существует ли она вообще.

Новый Афон знаменит своими пещерами и монастырем. Здесь мы уже бывали около 6 лет назад, но решили освежить впечатления.

Удовольствие, надо сказать, недешевое – вход в пещеры стоит 500 рублей с человека. Но тем, кто ни разу не был, наверное, все же стоит увидеть эти красоты. Кстати, парковка тоже платная: 150 рублей с машины, причем знаков никаких, рядом местные полицаи, которые, очевидно, «в доле». Перекусить около пещер тоже недешево: пирожок – 100 рублей. Мы уже перестали расстраиваться по таким мелочам, и, в очередной раз повторяя друг другу «Это Абхазия, детка!», отправились всей компанией осматривать пещеры.

Вглубь пещер туристов везут в тоннеле на специальном поезде, который напоминает метрополитен. Внутри – несколько залов, сталактиты, сталагмиты, зловещие очертания в камне и красивые озера. Все подсвечивается и завораживает, на первый раз вспечатлений хватает, но на второй – уже скучновато.

И несколько слов о Гагре. Никого ореола романтики, навеянного фильмами «Зимний вечер в Гаграх» или образом героини из «Иван Васильевич меняет профессию», «улетающей в Гагры с самим Якиным», у нас не возникло.

Главная достопримечательность – Колоннада, куда подвозят всех туристов. Вторая достопримечательность – фешенебельный ресторан «Гагрипш».

Набережной в Гагре – особо никакой, в Пицунде она и то немного лучше, хоть и по 25 рублей!

Понравился мини-парк в окрестностях ресторана, с прудикком и небольшим зоопарком, в который нас пригласили зайти вдвоем «хоть за 50 рублей». «Это Абхазия, детка!».

В общем, легендарная Гагра похожа на курорт только местами. И то – под определенным углом зрения:

Канатка, замок принца Ольденбургского и многие другие «культобъекты» не работают уже несколько лет.

Самые яркие впечатления остались у нас от озера Рица. Хоть было пасмурно, туман и даже накрапывал дождь, нам удалось поесть форели на берегу, покататься на моторной лодке по самому озеру, подняться к Молочному водопаду и даже побывать на одной из дач Сталина, которая как раз расположилась на берегу озера с обратной стороны.

Дача находится в весьма живописном и скрытом от глаз месте.

На даче Сталина запомнился такой интересный факт: весь дом по периметру оснащён верандой,  которая соединяет несколько однотипных спален вождя. Говорят, Сталин так переживал за свою безопасность, что мог менять спальни по нескольку раз за ночь, незаметно перебегая из одной в другую через веранды. Даже его ближайшие помощники не знали, где окажется Сталин наутро.

Несколько слов о стране и жителях

Конечно, судить по нескольким невежливым людям о целом народе не стоит. Но нам таких встретилось немало: хамы-маршрутчики; полицейские, готовые соревноваться в знании ПДД и законов каждые 500 метров; да и почти вся сфера услуг. Нет, о сервисе здесь не слышали. Причем, «бюджетного отдыха, в итоге, не получилось: цены сопоставимые с прошлогодней Турцией в несезон.

Но все-таки гостеприимство хозяев, отменная кухня, ароматное вино и чистое море могут с лихвой компенсировать все эти огрехи.

Если вы готовы закрыть глаза на все возможные минусы, то «солнечная Абхазия» (может, вам повезет с погодой больше) – отличный вариант для морского отдыха в нынешних условиях. Только не ждите низких цен: Абхазия уже вплотную «подтягивается» к Сочи, и, не ровен час, через пару лет сравняется с дорогим российским курортом.

Екатерина Герасимова

08.12.2015 16:30

Авторские путешествия. Абхазия: «за» и «против» - Развлечения и туризм - 8.8 10 Хорошая новость
+30
Плохая новость
Вы также можете добавить свой рассказ о путешествии в рубрику «Авторские путешествия». Свои фото-истории присылайте на почту [email protected], обязательно публикуем!
Ещё материалы по теме:

Комментарии (всего 20):
Пользователь не авторизованКогда то был в Гаграх
Цитировать Ответить 08.12.2015 - 17:33:15

Правильно что вы поехали в начале октября, жаль не повезло с погодой. Туда и надо ехать отдыхать в это время от суеты нашей жизни. В 2009 мы жили у частникав доме в простых условиях, платили по 100 рублей за сутки, покупали продукты в Континенте, и заводское вино на базаре. Сами готовили и отдыхали. Угощали хозяина он угощал нас. Мило общались.
Да за первую поездку несмотря на деньги стоит посетить все абхазские достопримечательности, А потом туда надо приезжать релаксировать.

Пользователь не авторизованАбхазец
Хороший комментарий -1 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 08.12.2015 - 17:58:35

Цитата:
Так мы бы и рады что-то делать, но ведь мы под санкциями. Нам предлагают одно из двух или дать грузинам оккупировать нашу родину или любые сделки с нами будут считаться вне закона. Так и живем. Многие хотят у нас землю купить, строить начать, открыть магазины и кафе, но не могут это сделать без последствий. В 2007 приезжали немецкие инвесторы к нам в город, хотели строиться, так им свои же пригрозили счета заблокировать, если они с нами свяжутся. Типа мы незаконные аккупанты своей родной земли. У меня все предки всю жизнь в Абхазии жили, а я не могу своей собственной землей распоряжаться. А грузины по мнению мировой общественности моей землей распоряжаться могут. Меня не спрашивая. Круто, да? Многие хотят у нас бизнес вести, но боятся. Как друг русский говорит: сегодня я у тебя помещение куплю, магазин открою, а завтра грузины придут к вам и все у меня отберут. Так что пока нас не признают в мире как Косово, очень сложно нам свою маленькую страну поднять. Нет ни денег, ничего. Я даже как абхазец за границу не могу выехать или счет в банке открыть. Никто не признает абхазцев. Спасибо русский паспорт смог получить. Хоть как-то жить можно. Но я верю, что все будет хорошо. А на хамов не обращайте внимания. Они везде есть. Но большинство абхазцев очень гостеприимны. И к вам мы очень хорошо относимся. Правда, ребят. Приезхжайте.

Пользователь не авторизованабхазу
Цитировать Ответить 09.12.2015 - 09:45:28

как мне видится, отдых в Абхазии должен на сегодняшний день быть другой, нежели в помпезном Сочи или Крыму (так и тянет на крымняш, долбаные мемы).
Поверьте, далеко не всем обязателен оллинклюзив и минимум 3 звезды, вовсе нет.
Скажу за себя - сам лично готов отдыхать в Абхазии за 500 р/комната. Можно без ТВ и кондея, без ресторана (достаточно кухни). Отдельный санузел конечно неплохо, но можно обойтись и общаком (лишь бы вода была горячая). Чистое море, парк, рыночек и приличная кафешка рядом. Вобщем-то весь райдер.
Но! Навести порядок в работе МВД - тут вам тоже грузины и санкции мешают? Не драть с туристов копейку за каждый шаг - Саакашвили виноват? Облагородить и убрать территорию что мешает?
Хотите развивать туризм класса VIP - да пожалуйста, кто вам мешает? Но если нет инвестора, начните развиваться сами. Вашу землю по поверью Бог держал для себя, так какие еще начальные условия вам нужны?
Будьте гордыми, не ждите подачки в виде инвестиций или прихода богатеев - создайте привлекательный курорт своими силами и буде вам счастье.

Пользователь не авторизованРусо туристо
Цитировать Ответить 09.12.2015 - 15:12:42

А зачем им все это надо? Им проще сидеть на пальме и ждать пока кормчий перечислит очередной транш из денег отобранных у русского вани. А самим поработать это не-е, не царское это дело, добренький nу т ин их и так накормит.
А если еще вспомнить как они у русских квартиры отбирали, то там вообще нечего делать. Бандитский регион.

Пользователь не авторизован.
Хороший комментарий +4 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 08.12.2015 - 20:36:54

Люблю отдыхать в Абхазии.
Туда нужно ехать как бы подготовленным, если вам необходим сервис "на уровне", также и инфраструктура, скорее всего Апсны не для вас. Не то чтобы там совсем нет сервиса и инфраструктуры, так скажу там все не однородно ))) Так например может случиться, что вокруг современной "крутой" гостиницы, будет разруха. Но море Пицунды, особенно пляж напротив комплекса пансионатов (опк кажется) один из лучших на всем черноморском побережье (Фарос мжет быть еще) горы, альпийские луга, озера, реки..... Причем в Апсны можно отдыхать дикарем, именно пеший туризм с рюкзаком по горным маршрутам.... самое оно, красота !!!
P.S. Уважаемый автор, если когда еще будете на Рице, воздержитесь от покатушек на моторной лодке (альтернатива катамаран), масленными пятнами, пардон, засрали все озеро.

Пользователь не авторизованРусо туристо
Цитировать Ответить 08.12.2015 - 20:44:07

Не понимаю тех, кто ездит отдыхать в этот бантустан. Ни закона, ни условий.
Зачем?

Пользователь не авторизованMonk
Цитировать Ответить 08.12.2015 - 21:04:18

У меня в свое время очень плохие впечатления остались от Абхазии. Потому что там местные менты грабят туристов. Дело было в Новом Афоне. Поэтому не рекомендую посещать. Да и делать там особо нечего, никакой инфраструктуры нет. Люди там гостеприимные - вчера ограбила милиция, а на следующий день улыбаются в отделе милиции

Пользователь не авторизован:))))
Цитировать Ответить 08.12.2015 - 22:29:35

в 2014 семьей отдыхали в Абхазии в Новом Афоне, остались положительные впечатления, ни кто нас не грабил, люди приятные. наверно, дело в том, как ты к людям относишься, так и они к тебе. Появится возможность поедем еще.

Пользователь не авторизованMonk
Цитировать Ответить 08.12.2015 - 23:08:58

Smile))) писал(а):
наверно, дело в том, как ты к людям относишься, так и они к тебе.
Да, до этого, как приехал сразу ограбил милицию, нагрубил всем кому можно, не расплатился за жилье, и в кафе ни копейки не дал...

Пользователь не авторизован:))))
Цитировать Ответить 10.12.2015 - 12:24:09

ну что вы так)))))

Пользователь не авторизованАлександер
Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 08.12.2015 - 22:53:50

Тоже были порции негатива не так давно.
Ночью нападали с оружием и в масках - типа на гоп-стоп.
После этого инцидента перестал рассматривать отдых в Абхазии вообще.
Не работает там полиция вообще - всё у них там на кумовстве и личных связях. Законов нет ни наших ни ихних.
А раньше очень нравилась страна - по 2-3 раза в год ездил отдыхать.

Пользователь не авторизованНе удивляет
Цитировать Ответить 09.12.2015 - 08:40:29

колхоз он и есть колхоз)))
кстати, грузины сами рады, что Абхазия ушла от них - очень ленивы абхазцы, всегда жили за счёт кого-то. В СССР весь Союз их кормил, в постсоветское время Грузия вливала бабосы...
Съездить можно 1 раз но не более...
Более-менее отношения в Новом Афоне, потому что там монахи русские вот и все дела!

Пользователь не авторизованма
Цитировать Ответить 09.12.2015 - 09:21:17

Аборигены , наглые , хамы , ведут себя как цыгане,а места красивые, жаль. Последняя поездка одно разочарование,

Пользователь не авторизованАнж
Цитировать Ответить 09.12.2015 - 10:02:41

Отдых в Пицунде дорогой, инфраструктуры нет никакой, а еще там машины угоняют!
При нас Шкоду у молодой пары с грудным ребенком абхаз угнал.. Мать с ребенком на руках стояла у машины, а папа сувениры покупал... найти машину нереально, их там и не ищут

Пользователь не авторизованВалера
Цитировать Ответить 09.12.2015 - 10:31:33

Я больше туда не ногой. Один раз съездил, посмотрел на разгромленную страну. Экскурсоводы только и твердят о войне, но абхазцы совершенно ничего не делают, чтобы восстановить свою страну. Экскурсии останавливаются только в нужных местах, где цены на продукты и воду просто зашкаливают. Если попросить остановится где-нибудь в другом месте купить воды, то говорят "не положено". Платно там всё, к чему идут туристы. Помню в ущелье встал с большим валуном сфотографироваться, а абхазец бежит уже с криками: "Фото платное". ПЛАТНОЕ ФОТО за фотографию с огромным камнем, который откололся от скалы и упал рядом с дорогом.
Привозили в места, где предлагали какие-то напитки, мед и прочую дребень, но сначала абхазцы спрашивали будет ли кто брать их товары, и если получали утвердительный ответ, то начинали рекламировать товары, а если говорили, что нет, то отворачивались с угрюмым лицом и махали руками, чтобы туристы быстрее отходили, т.к. скоро придёт новая партия туристов. Как можно что-то купить незнакомое, если этот товар не прорекламировали покупателю?
В общем эта страна со своими жителями сама отталкивает туристов.

Пользователь не авторизованЕкатерине
Цитировать Ответить 09.12.2015 - 10:47:21

спасибо большое за фотографии и комментарии.

Пользователь не авторизованВырвырвыр
Цитировать Ответить 09.12.2015 - 15:04:37

Насчёт вина) Я был в Абхазии не раз и работаю в сфере алкогольной продукции. Вино на экспорт отличается от вина внутреннего? Это вы про эти бутылки Букет Абхазии, Лыхны и прочее?) А вы не пробовали почитать, на бутылке, купленной в самой Абхазии наименование производителя?) Окрою секрет: все Абхазское вино делается в Краснодаре, из винограда выращенного в Краснодаре. Так как в самой Абхазии нет ни заводов, ни виноградников.

Пользователь не авторизованМаньяк
Цитировать Ответить 09.12.2015 - 21:43:22

Есть виноградники лично видел по пути в пицунду и завод есть в Сухум, ул энергетическая 5! По поводу парковки на Афоне мусор говорит мол поставь на платную а то воруют) не стал ставить, рядом поставил, нормально всё. Два раза отдыхал в пицунде, в принципе понравилось, развалины портят вид, вино брал домашнее, главное правильно выбрать) не химию

Пользователь не авторизованСергей 19мкр.
Цитировать Ответить 10.12.2015 - 07:42:18

Бывал я в Абхазии и такого надменно-пренебрежительного отношения к туристу ,граничащему с откровенным хамством я больше нигде не видел.Природа там конечно хорошая -вот только местное население и сервис который они предлагают(за совсем НЕМАЛЕНЬКИЕ деньги) портит всё впечатление.Ну а за цены абхазские скажу так-это лет 10-12 назад там можно было "отдохнуть"недорого сейчас там туриста обирают как липку.Уж на что мне не нравиться Сочи но в последние годы там уровень на много выше абхазского да и по ценам всегда можно что то подходящее найти.

Пользователь не авторизованзы
Цитировать Ответить 05.05.2016 - 13:38:29

Согласен с Сергеем 19мкр. Были в Абхазии сразу после войны и в прошлом году. Небо и земля и по поводу цен и отношения к туристам! Вино местное дрянь, чача (вот не поленился с собой спиртометр-бухометр взять) 25 градусов, русский, что не отличит нормальный напиток? Сок гранатовый в Сочи при тебе выжимают, понятна и цена - 200 руб стакан, в Гагре 25 руб стакан непонятной жидкости, выдаваемой за гранатовый сок из непонятных емкостей. Ни разу не видели сок, выжимаемый при тебе. Хорошо не отравились.Кукуруза 100 руб вареный початок против 80-ти в Сочи. И вот к сравнению: двухчасовая прогулка на ржавой посудине 700 руб с человека в Гагре. Турция, 2014 год - 13 долларов с человека поездка из Кемера на весь день в Миры в монастырь Св.Николая с обедом в ресторане (напитки не входили в цену, понятно), двухчасовая прогулка на яхте с прозрачным дном смотреть всякие амфоры и развалины на дне и купание в Эгейском море. Почувствуйте разницу, называется.

Добавление новых комментариев заблокировано в связи с истечением времени.

Популярное за неделю:

Поиск
Соцсети

Пользуясь данным ресурсом вы соглашаетесь с «Условиями использования сайта», в т.ч. даёте разрешение на сбор, анализ и хранение своих персональных данных, в т.ч. cookies.

На сайте могут содержаться ссылки на СМИ, физлиц включённые Минюстом в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, упоминания организаций деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности или ликвидированных / запрещённых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Новое на сайте
Самое обсуждаемое
· 37 мнений за неделю:
Шашка и зажигательная смесь: в Волгоградской области еще две женщины пытались «вмешаться» в выборы
Мэр Волжского развернул иногородний большегруз в центре города
· 35 мнений за неделю:
Вечером на индустриальной улице Пушкина волжанку переехали две машины
· 31 мнение за неделю:
Меньше, чем по области: в Волжском избиратели отдали за Путина 86,68% голосов
· 29 мнений за неделю:
В Волгоградской области за полдня на выборах проголосовала почти треть избирателей
· 27 мнений за неделю:
В Волжском очередной водитель «вспахал» зеленую зону
· 23 мнения за неделю:
На избирательном участке в Волжском женщина залила зеленкой урну для голосования
· 22 мнения за неделю:
Сбавьте жар!!!
· Двадцать мнений за неделю:
В Волжском на масленичные гуляния ограничат продажу спиртного
Неудачно дал интервью: волжского «яблочника» обвиняют в участии в нежелательной организации
ТОП обсуждений за неделю
ТОП самых-самых на сайте
Комментарии дня

Лучший комментарий дня:

+54 Автор: Seva.
Хирург - очень тяжелый труд. Когда такому горе-вод ...

Худший комментарий дня:

-54 Автор: Eвгeн..
марина урина водитель маршрутки это очень тежелый ...

Данные за прошедшие сутки.