ГлавнаяРазделы сайтаРазвлечения и туризм → Авторские путешествия. Пушкинское Болдино, или тайна вдохновения великого поэта

Авторские путешествия. Пушкинское Болдино, или тайна вдохновения великого поэта

Авторские путешествия. Пушкинское Болдино, или тайна вдохновения великого поэта

Так же, как в конце декабря нужно ставить в доме ёлку и складывать под неё подарки, золотой осенью (или в любое другое время года) каждому стоит непременно побывать в Пушкинском Болдино, чтобы лично ощутить  очарование этих мест, от которых великий поэт испытал прилив творчества!

Далеко не на всех людей осень нагоняет тоску. Вот для Александра Сергеевича, например, осень была самым продуктивным временем года. Пушкин посещал Большое Болдино (ныне – Нижегородская область) всего три раза, но доподлинно известно, что именно здесь им было написано более 50 (!) произведений. Подобного в жизни Пушкина не было ни ранее, ни потом. Да, наверное, и в  истории всей мировой литературы этот период – явление феноменальное, звучащее так поэтично: «болдинская осень»!

 И с каждой осенью я расцветаю вновь:
Здоровью моему полезен русский холод.
И мысли в голове волнуются в отваге, 
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут...
(А.С. Пушкин)


Список произведений, которые Пушкин написал во время визитов в Болдино


Арт-объект 
 символ «болдинской осени» в усадьбе Пушкина

И вот, учитывая всё ранее сказанное, мы с друзьями решили непременно побывать в этом необыкновенном месте и сравнить его с усадьбой Лермонтова в Тарханах, которое нам довелось повидать в прошлом году. Добираться из Волжского до Болдино на машине, конечно, не близко – порядка 800 километров, зато по пути можно посмотреть другие города (Саратов, Пензу, Саранск, Нижний Новгород).

Экскурсия была заказана заранее, поэтому мы смело направились по указателю «Касса», попутно оглядывая ухоженную территорию. С погодой нам повезло (забегая вперед, скажу, что проливной дождь начался после того, как мы вдоволь нагулялись). Стоимость экскурсии на человека составила около 200 рублей, нас провели по имению Пушкиных и по всей прилегающей территории.

Кстати,  название села происходит от эрзянского мужского имени Балда или Балдай, то есть «башковитый, умный». Теперь понятно, почему именно Балда дурит попа в пушкинской сказке. Места эти, на самом деле, далеко не русские, ведь рядом проходит граница с республикой Мордовией.

Первый раз Александр Сергеевич приехал в Болдино в 1830 году –  чтобы заложить часть усадьбы и получить деньги на приданое своей возлюбленной, Наталье Гончаровой, к предстоящей свадьбе. Но из-за эпидемии холеры, свирепствовавшей тогда в России, поэт задержался в усадьбе на всю осень. Это «вынужденное затворничество» сыграло на руку потомкам и способствовало невероятно плодотворной работе Пушкина: практически каждый день на свет рождались новые произведения! За это время он завершил работу над «Евгением Онегиным», циклом «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии».

Сама Болдинская усадьба – это деревянный особнячок с мезонином, довольно типичный для того века. Надо сказать, что домик, на удивление, достаточно мал и весьма аскетичен. За свою двухсотлетнюю историю он претерпел неоднократные перестройки, но, главное – сохранил помещения первого этажа (те самые, в которых жил поэт, приезжая в Болдино). Он занимал две-три комнаты, обстановка которых очень точно воссоздана по документам: это прихожая, зальце и кабинет.

Прихожая совсем маленькая: там гости снимали верхнюю одежду, оставляли трости и шляпы, а сейчас туристы привязывают (!) к ногам музейные тапочки. А вот следующая комната полна значения. Зальце – самое просторное помещение в доме, с большими окнами и застекленной дверью, ведущей на веранду. Убранство зальца скромно, как у небогатого помещика, но зато – подлинная мебель пушкинского времени из этого дома.

Свой кабинет Пушкин устроил в угловой комнате рядом с зальцем: здесь нет даже письменного стола, его заменяет ломберный (карточный) стол у окна. Сохранился и уникальный графический документ, позволивший с большей точностью восстановить этот интерьер – рисунок самого Пушкина, сделанный им в ноябре 1830 года. На нем поэт (единственный раз в жизни) запечатлел уголок комнаты, в которой работал. Вероятно, ему хотелось лучше запомнить обстановку своего импровизированного болдинского кабинета – слишком необычной была эта осень в его творчестве. Кстати все документы, в отличие от книг – это качественно выполненные копии (подлинники находятся в Санкт-Петербурге, в доме-музее Пушкина). 

Второй раз в Болдино Пушкин уже стремился сам. Осенью 1833 года поэт закончил поездку по пугачевским местам Урала и Поволжья и завернул в Болдино. Он искал вдохновения, предчувствуя, что снова «распишется» здесь. Так и случилось: все полтора месяца Пушкин жадно работал, часто над несколькими произведениями одновременно. В эту «болдинскую осень» поэтом было написано почти столько же много произведений, как и в первую: «Медный всадник», «Анджело», «Сказка о мёртвой царевне…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Пиковая дама» и ряд стихотворений.

Последний раз Пушкин приехал в Болдино в 1834 году, и в течение 3-х недель он, в основном, занимался хозяйственными вопросами. Времени на творчество оставалось мало, но, тем не менее, именно в это время им была написана «Сказка о золотом петушке». В этот раз Пушкин поселился не в барском доме, где шел ремонт, а в помещении вотчинной конторы. Это деревянное строение, которое сейчас стоит в углу усадебного парка, на противоположном от дома берегу пруда.

В вотчинной конторе – две большие комнаты, разделенные просторными сенями. В одной из них воссоздана обстановка конторы, где велись дела по управлению имением; в другой – интерьер жилой комнаты. Так она могла выглядеть, когда в ней жил поэт. Здесь по-деревенски просто и уютно: бревенчатые стены, небольшие окна, беленая печь в углу. Почти вся мебель – красного дерева, но провинциальной работы: большой диван, стол, секретер, конторка. Под окнами стоит простой сундук, покрытый домотканым полотном, над ним – потускневшее старинное зеркало.

После этого поэт больше никогда не вернется в Болдино, хотя достоверно известно, что на следующий год он также собирался приехать, но не смог. Были и более основательные планы – он намеревался подать в отставку, оставить Петербург и поселиться в Болдино. Здесь поэт был бы свободен и независим от великосветских правил и долгов. Но, увы, Пушкин так и не смог выскочить из столичного круга: в 1837 году его не стало.

Мы вышли из Пушкинского дома с чувством легкой грусти… Очень хотелось быть в усадьбе еще и еще, проникнуться прелестью того времени. Долго ходили, смотрели на прекрасный парк, в котором сохранились пруды с земляными плотинами, мостики, дорожки, старый яблоневый сад (кстати, беседки и каскады прудов с аллеями были устроены позже наследниками – потомками брата поэта, Льва Сергеевича, которые жили в имении постоянно).

У входа в парк – чудесная скульптура Пушкина, отдыхающего на скамье. А в самом парке еще живы деревья-современники поэта: двухсотлетняя ива и несколько дубов. В центре  усадьбы расположена величественная Церковь Успения Богородицы, построенная еще дедом поэта и освященная в год рождения Александра Сергеевича.

Очень порадовал музей пушкинских сказок, расположенный в бывшем доме церковного причта (штата священнослужителей). Здесь представлены экспозиции разных сказок: «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о царе Салтане» и других. Много интересных экземпляров музея – куклы, панно – выполнены детьми из Центра художественных ремесел Нижегородской области. 

А на окнах – роспись по шелку в технике «батик» необыкновенной красоты: она меняет окраску в зависимости от того, под каким углом на нее посмотришь.

На территории усадьбы также воссозданы барская кухня, баня, людская, каретник, конюшня, амбар. В них размещаются этнографические экспозиции, рассказывающие о жизни усадьбы во времена Пушкиных. А еще в музее можно взять в прокат костюмы пушкинской эпохи, погулять по усадьбе в старинных нарядах и пофотографироваться. Летом здесь есть своя прелесть, но особенно интересной и атмосферной, разумеется, станет осенняя поездка.

Конечно, по сравнению с Лермонтовскими Тарханами заповедник в Болдино выглядит не так солидно (что называется, «бедненько, но чистенько»). Видимо потому, что является музеем не федерального значения, а областного, как нам сказал экскурсовод. Но говорят, что вопрос о его передаче государству сейчас рассматривается, и, возможно, будет решен положительно. Очень чувствуется трепетное отношение сотрудников музея к наследию поэта и желание надолго его сохранить, чтобы рассказать потомкам о нашем Пушкине.

Во всем этом есть какая-то недосказанность, грусть и загадка… Что здесь видел и слышал поэт? Отчего так легко лились его стихи, написанные тут? Да кто ж теперь знает! Хочется сказать, слегка перефразируя песню группы ДДТ:

Ах, Александр Сергеевич, милый!
Ну что же Вы нам так мало сказали
О том, как дышали, искали, любили,
О том, что в последнюю осень Вы знали
В последнюю осень…..

 

Елена К., Волжский

02.07.2017 16:15

Авторские путешествия. Пушкинское Болдино, или тайна вдохновения великого поэта - Развлечения и туризм - 10 10 Хорошая новость
+4
Плохая новость
Ещё материалы по теме:

Читать Волжский.ру в Яндекс.Новостях
Комментарии (всего 2):
Пользователь не авторизованлюбитель старины
Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 05.07.2017 - 12:39:43

ну здорово же! Действительно просыпаются самые прекрасные чувства. Трогательно.

Пользователь не авторизованКасаткин
Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 21.07.2017 - 16:03:13

решено!!!!!!!!!!!!!Осенью - в Болдино
спасибо за рассказ автору


Добавление новых комментариев заблокировано в связи с истечением времени.

Популярное за неделю:

Объявления
Добавить объявление
Поиск
Реклама реклама
Соцсети

Организации
Добавить организацию