Вакансии

Строительство ГЭС 1952-1961 гг..

Заработали гидроагрегаты...Летом 1952 года земснаряд «1005», изготовленный волгоградскими судостроителями, начал разработку котлована, намыв перемычек, окружающих котлован. А вскоре сюда пришли земснаряды с Цимлянского гидроузла. Другие земснаряды готовили для нового русла Ахтубы шести километровый канал. Так началось первое наступление на Волгу у стен города-героя.

Весной 1953 года у Волги было отвоевано место для котлованов под гидростанцию и водосливную плотину. Для этого было вынуто и перемещено семь миллионов кубометров грунта. Земснаряды действовали круглосуточно, а когда они закончили работу, окрестности вокруг изменились до неузнаваемости; исчез остров Песчаный, в другом месте брала свое начало Ахтуба.

В августе 1953 года был вынут последний кубометр грунта из котлована, а вскоре на строительстве разгорелось социалистическое соревнование за право укладки первого кубометра бетона в могучее тело ГЭС.

Работы на котловане велись невиданными темпами — выемка грунта была доведена до миллиона кубометров в месяц.

5 сентября 1954 года состоялась церемония торжественной закладки здания ГЭС. Право уложить первый кубометр бетона было доверено сборной бригаде, в состав которой вошли 164 лучших представителя всех профессий — победители социалистического соревнования. А потом был грандиозный митинг, на котором выступил начальник строительства Ф. Г. Логинов.

Уникальное сооружение впечатляетВ октябре 1955 года строители приступили к укладке бетона в водосливную плотину, а еще через полгода — в шлюзы. На стройке начался период «большого бетона». Одновременно с этим намывалась плотина через Волгу, велась подготовка к ее перекрытию.

В 1956 году начались монтажные работы, сначала на шлюзах, а в апреле 1957 года бригада монтажников А. М. Тихашкова уже вела монтаж первого статора. Так нахлынула волна «большого монтажа».

С первых дней 1958 года на Гидрострое развернулось соревнование за право быть участником перекрытия русла могучей реки.

1958 год стал годом стремительного наступления гидростроевцев на всех решающих участках строительства. Один за другим поступали трудовые победные рапорты: 20 октября — о готовности к приему воды водосливной плотиной, 21 октября — о готовности к затоплению котлована, 23 октября — о затоплении котлована.

Близились к завершению и подготовительные работы по перекрытию русла Волги. К октябрю 1958 года в ее русле оставался лишь узкий проран.

В машинном зале гидроэлектростанции25 октября 1958 года в этом проране началась наводка наплавного моста, а 28 октября, после того, как вверх по Волге, по ее естественному руслу прошло последнее судно, проран был закрыт.

Для перекрытия Волги были приготовлены огромные горы камня, 4500 бетонных десятитонных пирамид, 9000 бетонных кубов, каждый весом по тонне.

Право участвовать в перекрытии из 542 соревнующихся бригад получили десять самых лучших, в том числе комплексная бригада Н. Л. Кухаренко, бригада крановщиков М. Н. Дрыжикова, бригада дорожников С. П. Овчинникова. В перекрытии участвовали экскаваторщики Герой Социалистического Труда Иван Елисеев, Василий Алпатов, Иван Поляков, шоферы Яков Музыка, Иван Болденкоа и многие другие.

31 октября 1958 года за невиданно короткий срок — десять часов — река была перекрыта.

После этого все внимание гидростроителей было обращено на подготовку гидроэлектростанции к пуску. Первый агрегат ГЭС дал электрический ток 22 декабря 1958 года, второй — 24, и третий — 30 декабря.

Коллектив Гидростроя принял на себя повышенные социалистические обязательства — пустить станцию на год раньше намеченного срока. Для этого надо было в 1959 году смонтировать не пять агрегатов, как ранее планировалось, а девять. Слово свое монтажники сдержали с честью — в декабре 1959 года действовало 12 агрегатов.

В 1960 году ГЭС предстояло пустить на полную мощность. И это было сделано. В декабре заработала последняя турбина.
В первой половине 1961 года все работы по строительству гидроузла были завершены, гидростанция, водосливная и земляная плотины, судоходные шлюзы были предъявлены правительственной комиссии.

Пульт управления гидроэлектростанции

Строительство Волжской ГЭС было кровным делом всего советского народа. На стройке трудились посланцы всех республик нашей великой Родины. Свыше 1500 предприятий страны, десятки научно-исследовательских институтов участвовали в ее строительстве.

Десять тысяч посланцев Ленинского комсомола прибыло на Гидрострой по комсомольским путевкам. Комсомольцы показали образцы трудового героизма, самоотверженности, мастерства.

На самых трудных участках как боевой авангард всегда находились коммунисты. Это они выступали инициаторами многих славных начинаний, шли туда, где требовались проявления воли, большое напряжение сил и настойчивость.

Памятник строителям гидростанцииПартийная организация Гидростроя внимательно и заботливо растила и руководящие кадры, применяя в расстановке их проверенный жизнью принцип правильного сочетания опытных работников с молодыми специалистами. Постоянно заботясь об идейно-политическом росте и повышении технических знаний инженерно-технических работников, особенно молодых специалистов, партийная организация стройки, проверяя их на конкретных и сложных делах, смело выдвигала лучших из лучших на высокие руководящие посты. 10 сентября состоялся торжественный пуск ГЭС — частицы ленинского плана ГОЭЛРО. В приветствии Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР строителям гидроузла говорилось: «Осуществляя заветы великого Ленина по электрификации страны, советские люди успешно завершили сооружение нового гидроузла. В короткие сроки на Волге создана самая крупная в мире гидроэлектростанция мощностью два с половиной миллиона киловатт. Ее строительство явилось делом всего советского народа, замечательным трудовым подарком XXII съезду Коммунистической партии Советского Союза.

Успешное завершение строительства новой Волжской ГЭС — яркое свидетельство огромных достижений нашей страны, рабочих и работниц, инженеров и техников, конструкторов и ученых. Благодаря их самоотверженному и вдохновенному труду построено величественное сооружение, достойнее эпохи строителей коммунизма».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 сентября 1961 года ГЭС присвоено наименование «Волжская гидростанция имени XXII съезда КПСС».

Героический труд строителей высоко оценен партией и правительством. За успешное выполнение заданий по сооружению гидроузла управление строительства Волгоградгид-ростроя награждено орденом Ленина. Свыше двух тысяч лучших гидростроителей награждены орденами и медалями СССР. Высокое звание Героя Социалистического Труда было присвоено бригадиру электромонтажников И. П. Стриженку, шоферу Я. К. Музыке, бывшему главному инженеру Гидростроя А. Я. Кузнецову, главному инженеру проекта гидростанции А. В. Михайлову и другим. За умелое руководство сооружением гидроузла Герой Социалистического Труда начальник управления строительства А. П. Александров был награжден второй Золотой медалью «Серп и Молот».

Величествен подвиг строителей! Страна торжественно отметила досрочное завершение сооружения на Волге исполинского «энергетического утеса».

Люди, создавшие Волжскую гидроэлектростанцию,— это золотой фонд армии строителей. Вот, например, Николай Лукьянович Ку-харенко — один из тех, кто строил ГЭС. За его плечами почти тридцать лет бригадирства, а грудь его украшают Золотая Звезде Героя Социалистического Труда, орден Трудового Красного Знамени, медали «За трудовую доблесть», и Ленинская юбилейная. Он — заслуженный строитель РСФСР.

— Всякий раз,— вспоминает знатный строитель,— когда я проезжаю по плотине через Волгу, мне хочется выйти из машины и снова прикоснуться к застывшему бетону и стали, которые, благодаря рукам человеческим, вылились в одну из крупнейших гидроэлектростанций...

Вместе с тысячами других парней я по комсомольской путевке приехал в январе 1952 года на великую стройку. Окончил в Волгограде учебные курсы и стал строителем. Сначала были подготовительные работы, а потом наш участок начал укладывать первый бетон. Бригаде, в которой я работал и которой стал руководить впоследствии, приходилось делать все: земляные работы, укладывать фильтры, первый бетон, монтировать конструкции сборного железобетона, участвовать в монтаже всех гидроагрегатов. Бригада наша ушла с гидростанции самой последней.

Шлюз судоходного каналаСколько лет прошло с тех пор, сколько нового построено нашими руками, но тех дней не забыть. Потому что ты строил ГЭС, потому что нам было доверено выполнение одного из величайших ленинских заветов.

Или вот бывший экскаваторщик Н. Т. Сычев. Семь лет его «Уралец» проработал без капитального ремонта. На своем экскаваторе он обрел главу лучшего экскаваторщика стройки, о котором узнала вся страна. Журнал «Советский Союз», газеты «Комсомольская правда», «Труд», «Молодой ленинец» писали в те времена о трудовом героизме Николая Сычева.

Вот четверостишье, опубликованное в одном из номеров газеты «Стройка коммунизма»:


Сычев на стройке задал тон,
Перекрывая норму втрое,
Он первым вынул миллион
Кубов земли на Гидрострое.

Панорманая съёмка ГЭС

Волжская ГЭС — B строю! Какой огромный смысл кроется за этими словами! Гидростроители, успешно решив многие сложнейшие технические проблемы, внесли столько нового в практику гидроэнергетического строитель-ва. Они построили здание ГЭС совмещенного типа, что позволило сократить длину плотины на одну треть. Они обошлись без сооружения временных шлюзов, строительство которых предусматривалось проектом, Они, перестраиваясь на ходу, внесли изменения в проект и применили сборный железобетон в сооружениях массивного типа. Эти и другие рациональные меры позволили значительно уменьшить объем работ, сократить время и стоимость строительства.

С завершением сооружения ГЭС была решена задача не только значительного увеличения энергетических ресурсов страны. Образование Волгоградского моря позволило улучшить судоходство по Волге от Саратовской области до Астрахани. Кроме того, появились благоприятные возможности для выполнения еще одной важнейшей народнохозяйственной задачи — были созданы условия для развертывания в широких масштабах ирригационных работ, особенно по обводнению и орошению земель левобережья.

Большое значение имеют проложенные через плотину железнодорожные линии. По ним открылся более короткий путь из Южного Урала, Сибири и Казахстана в районы Украины и всего Причерноморья.

Сегодня электроэнергия Волжской ГЭС идет в Москву, Донбасс и другие промышленные центры. Дешевая волжская электроэнергия способствовала бурному развитию промышленности в Волгограде и области, особенно таких энергоемких производств, как алюминиевое, абразивное, электросталеплавильное.

Поиск
Соцсети


Пользуясь данным ресурсом вы соглашаетесь с «Условиями использования сайта», в т.ч. даёте разрешение на сбор, анализ и хранение своих персональных данных, в т.ч. cookies.

На сайте могут содержаться ссылки на СМИ, физлиц включённые Минюстом в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, упоминания организаций деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности или ликвидированных / запрещённых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Новое на сайте
Самое обсуждаемое
· 31 мнение за неделю:
Вылетела на красный: в Волжском на перекрестке столкнулись «Suzuki» и «Лада»
· 26 мнений за неделю:
УФАС выявило сговор между чиновниками Волжского и подрядчиками при благоустройстве Фонтанки
· 24 мнения за неделю:
Участки волжских дачников ушли под воду
· Двадцать мнений за неделю:
В Волжском управляющие компании помогут «высадить» геоглиф
· Двадцать мнений за неделю:
В Волжском выпускница консерватории возглавила комитет по делам молодежи, культуры и спорта
· Девятнадцать мнений за неделю:
В парке «Волжский» малолетние вандалы разгромили арт-объект фестивального городка
· Девятнадцать мнений за неделю:
Две смерти на каждое рождение: население региона продолжает рекордно убывать
· Семнадцать мнений за неделю:
Рассматривал вывески: в Волжском судят водителя, покалечившего школьниц на переходе
· Семнадцать мнений за неделю:
«Работать надо»: в Волжском не знают, как спасти от краха МУП «БТИ»
· Шестнадцать мнений за неделю:
Оторвало багажник: из-за массовой аварии краснослободская трасса встала в чудовищной пробке
ТОП обсуждений за неделю
ТОП самых-самых на сайте
Комментарии дня

Лучший комментарий дня:

+16 Автор: Лоcь.
Никогда такого не было и вот опять. ...


Худший комментарий дня:

-2 Автор: 421.
зая писал(а):Дачные автобусы хотят чаще! Товарищи, ...

Данные за прошедшие сутки.
Погода/Курсы валют
Днём +12 Пасмурно. Без осадков

Ветер 5 м/с

Вечером +8 Пасмурно. Без осадков

Ветер 4 м/с

Погода на сутки GisMeteo
Сегодня

$ 92.26

€ 99.71


Новое: Ссылка

^ Наверх