В последние 2 года темпы отзыва Центробанком России лицензий финансово-кредитных учреждений увеличились до шокирующих значений. Почти каждую неделю на сайте регулятора появляется информация о прекращении деятельности еще одного банка, а в 2-3 учреждения дополнительно вводится временная администрация. Вполне естественно, что такая активность не придает уверенности вкладчикам и инвесторам.
Конечно, оздоровление банковской системы и устранение из нее недобросовестных организаций - задача важная и необходимая. Но проблема чаще всего оказывается в другом: действия ЦБ часто имеют непрогнозируемый характер и выходят за пределы его собственных полномочий. К примеру, сейчас из-за отзыва лицензий оказываются заблокированы фонды саморегулируемых организаций, основанные на взносах за вступление, - весьма приличные суммы. Кроме того, помимо отзыва лицензий у регулятора есть и другие методы оздоровления рынка, которыми он пользуется не так охотно.
Примечателен и другой факт. Из 178 банков, которые потеряли лицензию с 01.07.2013 по 15.07.2015 года, 72 учреждения обвинены в нарушении закона №115-ФЗ. Этот нормативно-правовой акт, как известно, регламентирует борьбу с легализацией преступных доходов и финансированием террористов. Таким образом складывается ситуация, при которой ЦБ самостоятельно обезвредил сеть из десятков финансово-кредитных учреждений, сотрудничающих с преступниками и/или террористами, и изъял из их оборота более 300 миллиардов рублей. И это, очевидно, не последние банки, которые будут лишены лицензии на основании данного закона.
Значение такого сигнала трудно переоценить. Фактически своими действиями Центробанк указывает на то, что около 40% банковского сектора РФ связано с преступными организациями и террористическими группировками. Интересно, что по этой же статье к ответственности привлекались с государственные банки. 26 раз нарушения законодательства такого рода фиксировались в работе "Сбербанка" и 2 раза - "ВТБ-24".
Для понимания общей картины рассмотрим порядок действий Центрального банка при выявлении сделок, которые имеют признаки отмывания преступных доходов или финансирования терроризма. Так, в соответствии со ст.8 закона №115-ФЗ представители ЦБ после завершения финансового анализа должны направить материалы в правоохранительные органы для открытия уголовного дела. Логично предположить, в 2013-2015 гг. одновременно с отзывом лицензий следовало открыть 72 уголовных дела - в отношении руководителей банков или, по крайней мере, их клиентов, которые участвовали в сомнительных сделках. Но в реальности таких процессуальных производств было открыто всего 2, из них одно - в 2006 году. И причина тому кроется вовсе не в действиях правоохранительных органов: ЦБ со своей стороны просто не инициирует предусмотренные законом уголовные дела.
Как сообщают источники в силовых структурах, на первых порах активность Центробанка в применении вполне криминального повода для отзыва лицензии удивляла и самих "силовиков". Позже к этой деятельности сотрудники правоохранительных органов стали относится с иронией, хотя в некоторых эпизодах самодеятельность Центробанка разрушала ход вполне конкретных и реальных расследований. Это связано с тем, что непредсказуемый отзыв лицензии, как правило, рвет налаженные преступные связи, которые в конкретный момент времени отслеживались оперативниками.
Всё вышеуказанное ставит вполне однозначную дилемму: обвинения в некомпетентности должны прозвучать либо в адрес регулятора, либо в адрес "силовиков". Однозначность этого выбора заложена в самом механизме действия закона, ведь если ЦБ обнаруживает признаки легализации доходов или помощи террористам, он обязан передать собранные материалы правоохранителям. По результатам их проверки в отношении подозреваемых может быть начато уголовное производство или, напротив, обвинения могут быть сняты. Но если обвинения снимаются, то и отзыв у банка лицензии не имеет под собой оснований. На практике всё выходит совершенно иначе: финансово-кредитные учреждения прекращают свою деятельность, а уголовных дел по выявленным фактам нет.
Выводов в таких ситуации может быть два: правоохранительные органы сознательно не открывают уголовные дела (что в таком масштабе маловероятно), либо ЦБ просто пользуется удобной статьей для отзыва лицензии у определенных банков.
Возможно, определенные причины для таких действий у регулятора на самом деле есть, но с официальной точки зрения статистика выглядит угрожающе. С позиции иностранных наблюдателей и инвесторов легко сделать вывод о том, что каждый третий банк помогает легализовать доходы и/или замешан в операциях по финансированию терроризма.
Единственное решение проблемы, которое находится на поверхности, - использовать для оздоровления рынка менее деструктивные инструменты и более точные формулировки. В противном случае доверие инвесторов и вкладчиков, которые и без того подорвано санкциями в отношении России, будет снижаться и в дальнейшем.
www.volzsky.ru
Четверг, 13 августа 2015 20:55:25
Лучший комментарий дня:
+15 Автор: буква А.
Они новый трамвай за 30 лет в город не смогли прио ...
Худший комментарий дня:
-8 Автор: Оптимист.
Займитесь делом, "комментаторы"! А на до ...
$ 79.34
€ 92.94
$ 79.73
€ 93.56
На сайте Волжский.ру используются файлы cookie и сервисы веб-аналитики
Оставаясь на www.volzsky.ru, вы принимаете пользовательское соглашение