Вакансии
ГлавнаяРазделы сайтаСам себе журналист → Полсотни лет истории Волжского Трамвая

Полсотни лет истории Волжского Трамвая

Полсотни лет истории Волжского Трамвая

Всё началось со строительства Сталинградской (сейчас Волжской) ГЭС, крупнейшей в Европе на тот момент. В степном левобережье Волги в 1952 году был образован новый посёлок Волжский. Почти мгновенно, уже в 1954 ему был присвоен статус города. Когда ГЭС была практически закончена, было принято решение построить в новом городе большой химкомплекс и ряд других заводов. Стройки того времени были просто ударные. Поэтому уже через 8 лет после основания города встал острый вопрос транспортного снабжения. Генеральный план предусматривал строительство трамвайной линии от улицы Логинова по ул. М.Горького через площадь Свердлова и одноименную улицу до ул. Набережной и дальше. Архитекторы из Москвы и Харькова были предусмотрительны, пытаясь создать образцовый советский город. Но срочные потребности изменили эти планы. На совещании главного архитектора Волжского в 1962 году молодой специалист Женечка Жорова решительно предложила «Не на чем возить рабочих на заводы, а вы трамвай на Колхозный рынок вести собрались! Предлагаю построить линию по прямой - из жилых кварталов на химию!!!» Возражать было не чем, так и порешили.

Через год всё было почти готово, однако открытие застопорилось. Но когда, после жалоб, задержкой пуска трамвая в Волжском заинтересовались ответственные лица в столице, всё быстро доделали и объявили открытие, приурочив его к выпуску первой шины на шинном заводе.

30 декабря 1963 года в понедельник на линию вышли 12 составов (Gotha Т2-62, моторный и прицепной) по маршруту № 1 «ул. Логинова (ранее Шлюзовая) – завод Синтетического волокна (ныне Газпром-химволокно)». Каждый состав вмещал 160 человек. Прицепные устройства составов были несовершенны, из-за чего порой отцеплялся второй вагон прямо на остановках. Одним из самых уязвимых узлов вагона Т2-62, особенно в зимнее время, были дверные механизмы. Первые два дня пассажиров возили бесплатно, потом по 5 копеек за билет. 
Всего в депо было 25 вагонов Gotha Т2-62 (В2-62), а через год в 1964 поступило ещё 40 штук.

Итак, маршрут № 1 Шлюзовая-СВ в комплексе с депо, двумя тяговыми подстанциями и другими вспомогательными объектами был спроектирован Харьковским институтом и построен подразделениями «Волгорадгидростроя».

Волжский трамвай

Волжский трамвай

В 1965 году «Главтрамвай» постановил произвести замену подвижного состава на чешские Tatra T-3 и вагоны КТМ производства города Усть-Катава. Безусловно, импортные Татры были бы предпочтительнее. Однако в Волжском Татр могло и не быть, в том что они появились заслуга первого директора Ерфорта А.А.. Сначала ему предлагали взять 20 «бэушных» Гот, но Ерфорт отказался, потом начальник Волгоградского ВТТУ М.И. Грязев организовал встречу Ерфорта с неким «ответственным лицом», который стал активно уговаривать обновить Волжский трампарк КТМами, предлагая также «материальное поощрение». Взяв неделю на обдумывание Ерфорт и его коллеги, пересмотрев техническую документацию и обзвонив коллег в других городах, сделали вывод, что вагоны УКВЗ проигрывают Татре по многим параметрам. Решение было принято – «переходим Татры».

И вот в том же 1965 году в город пришло 10 новых вагонов, а в 1967 – ещё 15 единиц. Потом обновление парка вдруг прекратилось. На протяжении последующих 12 лет руководители Волжского трампарка упорно отказывались от КТМ-5, просили Татры.

Во время проведения в 1979 году в Волгограде «Всесоюзного совещания руководителей предприятий городского электротранспорта», волжанам пообещали дать вагоны и уже в 1980 году в город поступило 25 новых Tatra T-3.

В 1966 году первый маршрут продлили до завода органического синтеза, а в 1968 году сдан в эксплуатацию маршрут № 2 «ул. Карбышева - ЗОС» (с 1968 по 1972 разворотное кольцо находилось на площади Карбышева).

30 декабря 1972 года маршрут № 2 продлили до посёлка Рабочий. 

1 июля 1976 года открылся новый маршрут № 3 «ул. Логинова – п. Рабочий».

Волжский трамвай

Волжский активно застраивался, и появилась уже улица Оломоуцкая, как предприятия забеспокоились – работникам сложно добираться из этой части города в промзону. Автобусы с перевозкой не справлялись, да и к тому хорошими темпами развивался Трубный завод, поэтому приняли решение построить трамвайную линию по улице Александрова.

1 марта 1991 года открылся маршрут № 4 «ул. Карбышева - ГЭТ», трамваям этого маршрута приходилась разворачиваться через депо, что было очень неудобно. Поэтому было принято решение построить дополнительную линию от трампарка до промплощадки, сделав своеобразное кольцо. Благодаря этому, 1 апреля 1993 года удалось открыть новый маршрут - № 5, шедший по кольцевой (ул. Карбышева (19 м/р) – ул. Александрова – завод СВ – ТЭЦ-1 – ГЭТ – промплощадка – ул Карбышева (19 м/р)). А маршрут № 4 повторял маршрут № 5, но в обратном направлении. Через некоторое время, в целях оптимизации маршрут № 4 стал ходить до ул. Логинова (Карбышева (19м/р) – промплощадка – ГЭТ - Логинова), для 5-ки, в 2002 году, сделали разворотное кольцо на ТЭЦ-1. 

Для работы на этих маршрутах в 1991 году в депо поступило около 30 новеньких КТМ 71-605. Эта модель трамвая является самой массовой в мире. 

Волжский трамвай

С самого начал трамвай в Волжском задумывался как ведомственное транспортное предприятие, трампарк долгое время приписывался к Механическому заводу. Но такой статус мешал развитию предприятия, поэтому в 1992 году трамвайное хозяйство было реорганизовано в муниципальное предприятие «Горэлектротранс».

В середине 90-х трампарк переживал тяжёлую ситуацию. На 1 января 2000 года расчётные счета предприятия были арестованы в связи с накопленными долгами в 18 000 000 рублей. Но уже к концу 2000 года аресты были сняты. Во время безденежья работники вынуждены были разбирать на запчасти некоторые вагоны. После смены руководства, обратили внимание на эти останки, в виде 13-ти разукомплектованных вагонов и решили часть восстановить. В течение трёх лет на линии вернулись 4 Татры и 3 КТМа.

 Волжский трамвай

В 2000 году было полностью заменено полотно на участке от кольца на Рабочем до кривой через проспект Ленина.

В 2001 заменены пути по улице Королёва. В 2002 от ТЭЦ-1 до трампарка. В 2003 от трампарка до главной проходной трубного завода, а также участок от Регенераторно-шиноремонтного завода в сторону ЗОСа.

2 декабря 2004 года была открыта новая ветка в 1 км до 26 микрорайона. Можно сказать это было редкое событие для всей России, так как трамвай в то время развивали лишь несколько городов. Благодаря этой линии были открыты маршруты № 7 (ул. Оломоуцкая – ТЭЦ-1) и № 4А (ул. Оломоуцкая – ул. Логинова). В период 2006-2008 в депо поступило три вагона КТМ 71-619. С последнего обновления подвижного состава прошло 15 лет, если не считать переданные несколько вагонов из разоренного Грозного и Рязани, а также 2 уникальных КТМ 71-611 из Волгограда.

Волжский трамвай

Волжский трамвай

После мирового экономического кризиса в 2008-ом каждый год для предприятия становился всё труднее. Отсутствие интереса городской администрации в развитии не только трамвая, но и муниципального общественного транспорта в целом, сокращения на промышленных предприятиях и безынициативность самого ВМУП Горэлектротранс привели к снижению пассажиропотока и денежных дотаций.

Именно сейчас, а не в 90-е наступили самые трудные времена для волжского трамвая. На 2014 год из бюджета выделено минимальное количество средств на электротранспорт, вследствие чего в ГЭТ уволено около 50 квалифицированных специалистов, перерывы на некоторых маршрутах составят более 3 часов. В обеденное время и в выходные связь жилой части города с промзоной будет практически отсутствовать. А ведь там не только заводы, но и офисы, коммерческие предприятия, больница, спортивный центр, училища, научный комплекс и т.д. Также будет повышена плата за проезд. Несмотря на такую жёсткую оптимизацию, в городской администрации заявляют, что не только сохранят трамвай любой ценой, но и будут активно развивать. Это развитие обещал и губернатор Волгоградской области, указав, что область возьмёт на себя обязательство построить до 2015 года новую ветку от ул. Оломоуцкой и создать проект строительства линии, которая бы позволила пересечь город на трамвае без заезда в промзону. Всё же последние события дают повод для сомнения, ведь для новых линий требуется закупка подвижного состава и квалифицированные кадры, да и в 2010-ом делались похожие заявления.

Отмечено и снижение сервиса обслуживания – большинство водителей не объявляют остановки, в зимнее время в некоторых вагонах не работают печки, у кондукторов нет спецодежды, на остановках висит неправильное расписание, да и сами остановки имеют неопрятный вид. Само предприятие ВМУП Горэлетротранс ведёт политику закрытого образа деятельности и минимального информационного взаимодействия с пассажирами. Также есть проблема открытого воровства денег кондукторами, когда неграмотные люди отказываются от билетов или после окончания поездки отдают их обратно кондукторам, которые продают эти билеты вновь, тем самым присваивая разницу себе и уменьшая статистику пассажиропотока. Такое безобразие решили бы электронные проездные, но дальше громких разговоров администраций о внедрении дело не идёт.

В целом трамвай для города это не просто необходимый вид транспорта, но его атрибут престижа, атмосферы мегаполиса, современности и экологичности. В Волжском он по прежнему популярный вид транспорта. 

Волжский трамвай

Итак, нынешняя реальность:

Ровно 50 лет спустя, 30 декабря 2013, на календаре тот же понедельник и трамваи на всех 9-ти маршрутах начинают своё движение с самого раннего утра. Вагоны, идущие с интервалом 3-5 минут вновь забиты, где-то на Химиков старые Татры уже трещат от чрезмерного количества рабочих пассажиров. Утренний час пик. Вечером и в некоторые обеденные часы такая же ситуация. Трамвай востребован и уверенность в его долгожительстве крепнет. 

Мы любим тебя Волжский Трамвай!

Волжский трамвай

Автор: LEKTOR
Фотографии принадлежат авторам (transphoto.ru)
Документальные сведения взяты из книги Коробова А.Ю. "Когда трамваи были большими, а деревья маленькими".

08.01.2014 15:08

Полсотни лет истории Волжского Трамвая - Сам себе журналист - 9.5 10 Хорошая новость
+35
Плохая новость
Комментарии (всего 16):
Пользователь не авторизованС.Ан
Хороший комментарий +3 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 08.01.2014 - 16:15:53

Душевно. Спасибо!

Пользователь не авторизовансанек
Хороший комментарий +3 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 08.01.2014 - 17:36:05

Потянуло приехать в Волжский. Жил там года полтора.отличный город, если бы не разруха.

Пользователь не авторизованАндрей Блинков
Хороший комментарий +3 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 08.01.2014 - 17:48:29

Очень люблю ездить на трамвае, жалко конечно то, что нет линии, ведущей от старой части города в новую, без заезда в пром зону. Слышал раньше проходила ныне заброшенная линия от кольца ВПЗ по ул. Пушкина. Восстановить бы еёSmile

Пользователь не авторизованВесельчак
Хороший комментарий +3 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 08.01.2014 - 17:57:22

Отлично помню "немцев": до ТЭЦ-1 в "Здоровье химика" все детство проездил.

Пользователь не авторизованКондуктор
Хороший комментарий +3 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 08.01.2014 - 18:16:17

Спасибо Александру Юрьевичу Коробову за прекрасный очерк о волжском трамвае!

Пользователь не авторизованОра
Хороший комментарий +2 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 08.01.2014 - 19:44:53

Кондуктор писал(а):
Спасибо Александру Юрьевичу Коробову за прекрасный очерк о волжском трамвае!


Оттуда взяты только исторические сведения до 2003 года.
Жаль что книга очень редкая и разошлась лишь по своим.

санек писал(а):
отличный город, если бы не разруха

это когда ж такое было? В 90-е. За это время не только город, но истарна изменилась (почти).

Пользователь не авторизованхимера
Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 09.01.2014 - 08:44:45

Убедительная просьба к руководителям трампарка- вывесить РАСПИСАНИЕ на ВСЕХ остановках трамваев !!!

Многие люди не имеют времени ждать в полной неизвестности и постояв 10-30 минут уезжают на другом транспорте (даже на такси).

Если Вы хотите, заинтересованы получать ПРИБЫЛЬ, то , пожалуйста, позаботьтесь об информированности пассажиров!!! Это же понятно?!?!

А если Вам "по барабану"- оставьте все как есть.

Пользователь не авторизованСерёга это я
Хороший комментарий +3 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 09.01.2014 - 09:47:21

Когда жил в кварталах, то тоже пользовался трамваем, очень удобно. Покупал проездной. А если не сильно спешил, то и в новые микрорайоны ездил тоже трамваем.

Пользователь не авторизованЧемпионка
Хороший комментарий +3 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 09.01.2014 - 09:52:45

химера писал(а):
Убедительная просьба к руководителям трампарка- вывесить РАСПИСАНИЕ на ВСЕХ остановках трамваев !!!


Ой, точно, точно!!!!! Сегодня вот не уехали на работу по старому расписанию... № 2А на Химиков проходил всегда в 7:36...7:38 (до СВ). А сегодня простояли минут 10 и трамвая не было, хотя № 3 приехал вроде по своему времени....(???????) На сайте ГЭТ расписание такое же кажется. Маршрутки №№ 118, 218 в это время битком, проезжают мимо. НА РАБОТУ ОПОЗДАЛИ!!!!
БЕСПРЕДЕЛ!!!!
Почему не было трамвая?????

Пользователь авторизованКравцов Виктор
Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 09.01.2014 - 10:21:53

С нового года сильно сократили количество рейсов.

Пользователь не авторизованОра
Хороший комментарий +3 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 09.01.2014 - 10:38:01

Чемпионка писал(а):
БЕСПРЕДЕЛ!!!!
Почему не было трамвая?????


Если расписание неверное или его вообще нет обязательно сообщите об этом в Горэлектротранс.

Приемная:
Тел. (8443) 21-55-44, (8443) 21-55-02

Не будьте равнодушны.

Пользователь не авторизован098
Хороший комментарий +3 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 09.01.2014 - 11:44:43

Все притензии по движению трамваев правильнее было бы предевлять городской администрации и управлению транспорта г.Волжского.все эти изменения в расписании руководство горэлектртранса воплотило и согласовало с ними. для того что бы,экономить городской бюджет. без их согласия и рекомендаций ничего не делается.наверное расчитывают на маршрутки.

Пользователь не авторизованкондуктор трамвая
Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 09.01.2014 - 12:57:16

098 писал(а):
Все притензии по движению трамваев правильнее было бы предевлять городской администрации и управлению транспорта г.Волжского.все эти изменения в расписании руководство горэлектртранса воплотило и согласовало с ними. для того что бы,экономить городской бюджет. без их согласия и рекомендаций ничего не делается.наверное расчитывают на маршрутки.
Народ в трампарке сократили!Зато детское питание оставили в бюджете в полном объеме в чем логика???

Пользователь не авторизованОра
Хороший комментарий +3 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 09.01.2014 - 13:03:35

кондуктор трамвая писал(а):
детское питание оставили в бюджете в полном объеме


На школьное питание было ДОБАВЛЕНО 20 милл. рублей.
Как раз на эту сумму ограничено и финасирование электротранспорта в городе.
Школьники теперь проедают более 104 милл. рублей. Странно как-то.

Пользователь не авторизованпетруха
Хороший комментарий +3 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 14.01.2014 - 14:03:39

Как просто стало добираться до "химкомбината" с пуском трамваев. Был в числе первых пассажиров. А того приходилось штурмом брать автобусы,ходили спаренные ЛиАЗы.

Пользователь не авторизованЮ.Нестерова
Хороший комментарий +2 Плохой комментарий
Цитировать Ответить 20.02.2014 - 10:05:04

Убедительно прошу изменить расписание трамвая №2 на 5 минут.
Маршрут трамвая №2 который отходит от ЗОС в 15-36 приходит к ИК-12 в 15-42, а мы работаем по пятницам до 15-45 в результате приходится добираться как сможешь.
Нельзя ли сделать так чтобы маршрут от ЗОС подходил к Почтовому ящику в 15-47 хотябы только по пятницам

Спасибо..


Добавление новых комментариев заблокировано в связи с истечением времени.

Популярное за неделю:

Поиск
Соцсети


Пользуясь данным ресурсом вы соглашаетесь с «Условиями использования сайта», в т.ч. даёте разрешение на сбор, анализ и хранение своих персональных данных, в т.ч. cookies.

На сайте могут содержаться ссылки на СМИ, физлиц включённые Минюстом в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, упоминания организаций деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности или ликвидированных / запрещённых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Новое на сайте
Самое обсуждаемое
· 31 мнение за неделю:
Вылетела на красный: в Волжском на перекрестке столкнулись «Suzuki» и «Лада»
· 26 мнений за неделю:
УФАС выявило сговор между чиновниками Волжского и подрядчиками при благоустройстве Фонтанки
· 24 мнения за неделю:
Участки волжских дачников ушли под воду
· Двадцать мнений за неделю:
В Волжском выпускница консерватории возглавила комитет по делам молодежи, культуры и спорта
· Девятнадцать мнений за неделю:
В парке «Волжский» малолетние вандалы разгромили арт-объект фестивального городка
· Девятнадцать мнений за неделю:
Две смерти на каждое рождение: население региона продолжает рекордно убывать
· Семнадцать мнений за неделю:
Рассматривал вывески: в Волжском судят водителя, покалечившего школьниц на переходе
· Семнадцать мнений за неделю:
«Работать надо»: в Волжском не знают, как спасти от краха МУП «БТИ»
· Шестнадцать мнений за неделю:
Оторвало багажник: из-за массовой аварии краснослободская трасса встала в чудовищной пробке
· Шестнадцать мнений за неделю:
Не хватает водителей: в Волжском сократят расписание востребованных автобусов
ТОП обсуждений за неделю
ТОП самых-самых на сайте
Комментарии дня

Лучший комментарий дня:

+16 Автор: Лоcь.
Никогда такого не было и вот опять. ...


Худший комментарий дня:

-2 Автор: 421.
зая писал(а):Дачные автобусы хотят чаще! Товарищи, ...

Данные за прошедшие сутки.
Погода/Курсы валют
Утром +5 Пасмурно. Без осадков

Ветер 4 м/с

Днём +12 Пасмурно. Без осадков

Ветер 5 м/с

Погода на сутки GisMeteo
Сегодня

$ 92.26

€ 99.71

^ Наверх