Вакансии

Предыстория Волжского

Все началось с того, что 16 августа 1950 года было принято постановление Совета Министров СССР, подписанное лично И. В. Сталиным и 31 августа опубликованное в газете «Правда», о строительстве севернее города-героя Сталинграда крупной гидроэлектростанции. Этим же постановлением была создана строительная организация «Сталинградгидрострой», начальником ее назначен Ф. Г. Логинов, а главным инженером — С. Р. Медведев. Оба гидростроители, опытные инженеры, умудренные производственным и жизненным опытом.

До этого назначения Ф. Г. Логинов с 1944 года возглавлял Днепрострой. Вот что писал Л. И. Брежнев в своей книге-воспоминаниях «Возрождение» о том периоде, когда он был секретарем Днепропетровского обкома КП(б)У: «Днепрострой возглавлял известный гидростроитель Ф. Г. Логинов. Это был, можно сказать, самородок. Рабочим он стал с одиннадцати лет, пришлось ему воевать с колчаковцами, деникинцами, и еще мальчишкой он вырос до помощника командира полка. Потом, окончив институт, работал десятником на первом Днепрострое... Колоритный был человек — огромного роста, решительный, своенравный. Все он брал на себя. У нас с ним случались серьезные столкновения, и мне, в то время еще молодому секретарю обкома, было с этим человеком нелегко... Но я видел и ценил сильные стороны этого человека — большие знания, огромный опыт, волевые качества, преданность делу».

Строительство гидроэлектростанции поручили МВД. Л. П. Берия, руководитель этого ведомства, во второй половине августа 1950 года пригласил Ф. Г. Логинова в Москву. Там он узнал о своем назначении начальником Сталинградгидростроя, в Гидропроекте ознакомился с проектной документацией. В Москве — в ЦК партии, в правительстве и МВД Ф. Г. Логинов провел несколько дней. Здесь впервые встретился и познакомился с С. Р. Медведевым, назначенным главным инженером Сталинградгидростроя.

В начале сентября Ф. Г. Логинов прибыл в Сталинград и приступил к организации управления строительства «Сталинградгидрострой», а 5 сентября в газете «Правда» была напечатана его обстоятельная захватывающая статья о строительстве Сталинградской гидростанции, о тех объемах строительных названием Золотая Орда со столицей на нижнем течении Волги Сарай-Бату. Позже столица была перенесена выше на берега Ахтубы ханом Берке и стала называться Сарай-Берке. Она простиралась почти от границ нынешнего города Волжского до села Царев (Ленинский район), где до наших дней сохранился поселок Сарай. Это была богатейшая по тем временам столица с многотысячным населением и солидными различного назначения постройками.

Многие русские князья вынуждены были по разным вопросам посещать в те годы эту столицу. В сентябре 1380 года на Куликовском поле русские полки разгромили татарское войско — это привело к ослаблению Золотой Орды. Среди ханов возникла междоусобица. Этим воспользовался монгольский завоеватель Тамерлан. В 1395 году он разгромил Золотую Орду и захватил Сарай-Берке. Город был сожжен дотла, население его уничтожено или угнано в плен. После разгрома Золотой Орды земли, занимаемые ею, пришли в страшное запустение. Это запустение длилось долго. Затем образовались три татарских ханства: Астраханское, Крымское, Казанское.

В 1552 году окрепшему русскому единому государству покорилось Казанское татарское ханство, а в 1556 году — Астраханское татарское ханство. И Волга стала главным водным путем государства Российского с выходом его к Каспийскому морю. Вот тогда и началось заселение русским людом низовья Волги и Ахтубы. Позже здесь возникли казацкие вольницы Степана Разина, Емельяна Пугачева, Ермака.

Еще в XVII веке здесь на Волге и Ахтубе стали селиться смелые, мужественные люди — крепостные, бежавшие от помещиков. Беглые люди селились в работ, которые здесь предстояло выполнить в сжатые сроки.

Цифры завораживали и вызвали небывалый энтузиазм и желание быть причастными к этому грандиозному строительству среди многих производственных коллективов и граждан страны. Многие изъявляли желание участвовать в этой стройке на Волге, и многие осуществили свое желание. Люди ехали отовсюду: и на поездах, и на самолетах, и на пароходах по Волге. Ехали даже семьями, бригадами.

Там, где сейчас расположен город Волжский, была выжженная солнцем безводная заволжская степь, а заволжские песчаные бури гоняли перекати-поле, столетиями бродили кочевые племена с табунами лошадей и отарами овец, гуляла казацкая вольница. И только вдоль рек Волги и Ахтубы небольшими поселениями жили люди. До начала строительства города здесь находилось село Верхняя Ахтуба с неказистыми домишками-мазанками, двумя рядами располагавшимися на откосе высокого берега Ахтубы параллельно ей, от нынешнего Деревянного городка до того места, где сейчас находится стадион им. Логинова. Избы освещались керосиновыми лампами. А дальше, вплоть до Осадной балки (ныне район речного порта), были скудные сады, бахчи и отдельными дворами жили селяне.

А если заглянуть в глубь веков, то следует вспомнить... С древних времен заволжская степь представляла собой пути великого переселения народов из Азии в Европу (половцы, печенеги, хазары и другие племена). В 1237 году на Русь вторглись многочисленные монголо-татарские полчища хана Батыя. В 1240 году здесь на берегах Ахтубы и Волги хан Батый создал монголо-татарское государство подлесах, землянках, и постепенно здесь стали обустраиваться городки.

А с XVIII века в этих местах официально было зарегистрировано одно из первых русских поселений — село Безродное, в котором постепенно обосновались беглые крепостные из центральных губерний России и так называемые не помнящие родства люди. Они его просто не называли, чтобы не быть возвращенными вновь к помещикам.
Сначала они по приказу Петра I занимались разведением шелковичного червя, для чего был построен специальный завод, затем соляным извозом, рыбной ловлей. Позже село Безродное было переименовано в село Верхняя Ахтуба.

В период Гражданской войны здесь часто менялась власть: то красная, то белая.

Центр села Верхняя Ахтуба находился на том месте, где сейчас стоит здание бывшей старой школы, сейчас — Картинной галереи. До революции в этом здании находилась управа, затем школа, во время Сталинградской битвы — военно-полевой госпиталь. Дети первостроителей гидростанции, проживавших в Деревянном городке, тоже учились в этой школе. На месте 36-го квартала стояли две мельницы. Во время войны на одной из них был наш наблюдательный, пункт. В 1964—1965 годах она была переоборудована в мастерскую по ремонту бытовой техники. Во время Великой Отечественной войны село Верхняя Ахтуба сильно пострадало от бомбежек немецких самолетов; до войны в селе проживало около 10 тысяч человек, а в 1950 году — несколько сотен.

Ну а дальше — села Средняя Ахтуба и Заплавное. Между ними практически никаких проезжих дорог. Сегодняшние волжане вряд ли представляют здешний климат тех лет. С весны гнус, комары и мошка, особенно в период спада воды. Без накомарника на улицу не выйти, работать с открытым лицом невозможно. Летом, с июня, а то и раньше, невыносимая жара с сильными ветрами, несущими пыль и песок (так называемый сталинградский дождь), которые набиваются в уши, в нос, скрипят на зубах, слепят глаза; нет воды, особенно питьевой. А если пройдет дождь, местные глины образуют сплошное бездорожье, на машине не проехать, а пройти можно только в резиновых сапогах, да и те надо привязывать веревками через плечи, чтобы не потерять в грязи. Зимой лютые морозы с ветром. Сейчас климат здесь намного мягче, да и земля давно обустроена, в городе много зелени, вокруг дачные массивы, водохранилище. Все это создает свой микроклимат.

Поиск
Соцсети


Пользуясь данным ресурсом вы соглашаетесь с «Условиями использования сайта», в т.ч. даёте разрешение на сбор, анализ и хранение своих персональных данных, в т.ч. cookies.

На сайте могут содержаться ссылки на СМИ, физлиц включённые Минюстом в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, упоминания организаций деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности или ликвидированных / запрещённых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Новое на сайте
Самое обсуждаемое
· 28 мнений за неделю:
Выехал, не спешившись: в Волжском иномарка сбила самокатчика на пешеходном переходе
· 28 мнений за неделю:
Меньше маршруток и маршрутов: в Волжском новую транспортную схему хотят внедрить до конца года
· 24 мнения за неделю:
В Волжском бывший начальник полиции стал вице-мэром
· 22 мнения за неделю:
Вылетел на красный: в Волжском на перекрестке встретились «Лада» и «Volkswagen»
· Двадцать мнений за неделю:
Вылетел в ограждение: в Волжском девушка на иномарке устроила двойное ДТП на перекрестке
· Девятнадцать мнений за неделю:
«Подписывали за полив»: жители Погромного в суде добиваются отмены ликвидации ТСН
· Восемнадцать мнений за неделю:
«Город становится чище и краше»: жители Волжского массово вышли на субботники
· Семнадцать мнений за неделю:
Школьники из Калача-на-Дону побывали на заводе и в вузе Волжского
· Семнадцать мнений за неделю:
Пенсионерка, задавившая насмерть подростка на электросамокате, не признает вину
· Пятнадцать мнений за неделю:
Волжские активисты требуют пешеходных переходов на Кирова и Академика Королева
ТОП обсуждений за неделю
ТОП самых-самых на сайте
Комментарии дня

Лучший комментарий дня:

+31 Автор: Старожилкин.
может быть пенсионеру не работать больше? Наш ...


Худший комментарий дня:

-18 Автор: Дарьяна.
Кто вообще разрешил катания серфингистов, парусных ...

Данные за прошедшие сутки.
Погода/Курсы валют
Вечером +19 Ясно. Без осадков

Ветер 4 м/с

Ночью +15 Малооблачно. Без осадков

Ветер 4 м/с

Погода на сутки GisMeteo
Сегодня

$ 92.51

€ 98.91


Новое: Ссылка

^ Наверх