Любой человек хотя бы раз в жизни пользовался общественным транспортом. Заходя в автобус или трамвай, мы привыкли встречать кондуктора – человека, который принимает оплату за проезд и отлавливает безбилетников. Однако в некоторых городах вместо кондукторов в общественном транспорте ставят автоматические турникеты, из-за чего эта профессия вскоре может просто исчезнуть.
Волжский.ру решил узнать, каково работать кондуктором автобуса, и может ли случиться, что в будущем эта профессия прекратит существовать. Мы познакомились с почетным ветераном производства Волжской автоколонны № 1732 Натальей Никитиной, работающей кондуктором более 20 лет, и расспросили её о плюсах и минусах профессии.
Рабочий день кондуктора начинается в 5 часов 23 минуты. Но для того, чтобы собраться на работу, Наталья просыпается гораздо раньше, её никак нельзя назвать «совой».
− С утра до автоколонны кондукторов довозят дежурные автобусы. Не все кондуктора выходят на линию в это время. Некоторые работают во вторую смену. Например, с семи часов вечера, − объясняет женщина. − Мой рабочий день длится почти 12 часов. Я заканчиваю работать в 18 часов 40 минут.
Наталья рассказала, что ее основной маршрут - № 14. Это один из самых популярных маршрутов у пассажиров. В будний день по маршруту двигаются 30 автобусов, в субботу – 25, а в воскресенье – 20.
− В день мы вместе с водителем делаем по 14-16 рейсов. Проезжаем около 200 километров. На каждой карте маршрута есть свой план количества пассажиров и суммы проданных билетов. За рейс можно продать 70 билетов, а можно и 10. Все зависит от времени, погодных условий и в какую сторону едем, − поделилась с нами Наталья.
Самое большое количество пассажиров, по словам Натальи, едут на автобусе утром с 7.00 до 8.00 часов. С 38 микрорайона в старую часть города едут ученики, студенты и те, кто спешат на работу. Вечером пассажиропоток движется в обратном направлении.
Пассажиры не всегда бывают улыбчивы и приветливы по отношению к кондуктору, но Наталья считает это издержками профессии.
− Свои плюсы и минусы есть на каждой работе. Мне очень нравится общение с людьми. За 22 года работы кондуктором, кажется, что я стала немножко психологом. Хотя не перестаю удивляться людям. В автобусе случается разное, особенно с нетрезвыми пассажирами, − призналась женщина.
По словам Натальи, ей приходилось оказывать первую медицинскую помощь и вызывать «скорую» для пассажиров. В автобусе с людьми случались эпилептические припадки, некоторые теряли сознание.
− В таких случаях автобус останавливается. Водитель выводит всех пассажиров и пересаживает их на другой автобус. Они едут по тем же оплаченным билетам на другом транспорте. А мы остаемся до приезда «скорой» с пассажиром, − рассказала кондуктор.
В дороге Наталья рассказала, что в детстве не мечтала быть кондуктором. Её часто укачивало в общественном транспорте.
− Я окончила техникум по специальности юрисконсульт. Пыталась найти работу по профессии, даже устроилась в одну организацию секретарем. Но в 90-е годы зарплату нигде не платили, а без опыта работы никуда не брали. В автоколонне таких проблем не было, поэтому устроилась работать кондуктором, постепенно втянулась, − вспоминает Наталья. – Родственники не верили, что я смогу выдержать такую работу. Раньше просыпалась максимум к 9 часам утра, а на работу надо было к 5 часам. Пришлось привыкнуть.
Женщина говорит, что работать кондуктором сможет коммуникабельный человек, который умеет быстро считать в уме и может выдержать постоянные поездки в транспорте. По словам Натальи, у новичков часто возникают проблемы со свободным передвижением по автобусу.
− Я хожу в автобусе на немного согнутых ногах и могу не держаться за поручни. У меня уже выработалась привычка к постоянному движению. Да, и раньше кондукторам приходилось бегать намного больше, − рассказывает женщина.
Наталья считает, что современные автобусы намного лучше автобусов ЛиАЗ и «Икарус».
− В транспорте есть специальное место для инвалидов, куда спокойно заезжает инвалидная коляска. Автобус опускается для удобства, чтобы маме с коляской было проще заехать. Прогресс идет вперед. Мамам с маленькими детьми и инвалидам стало гораздо удобнее, − высказалась кондуктор.
После четырех рейсов с утра у Натальи есть обеденный перерыв в течение часа. Затем автобус № 14 вместе с экипажем выезжает еще на шесть рейсов, прежде, чем приехать на второй перерыв. У водителей и кондукторов есть специальный вагончик, где они обедают. По словам Натальи, не у всех экипажей есть два обеда, у некоторых обед трехчасовой, но один.
− Все сделано для удобства пассажиров. Если бы все ушли обедать в одно и тоже время, автобусов на линии бы не осталось, − рассказывает Наталья.
Во время рейса к кондуктору часто подходят пассажиры, которые показывают свои проездные билеты. Наталья самостоятельно подходит к тем, кто уходит от нее в другой конец автобуса. Проехать «зайцем» в автобусе не получится.
− Раньше я старалась становиться в начале или в конце автобуса. Сейчас слежу за тем, сколько человек зашло. Некоторые кондукторы запоминают отдельные части одежды. Конечно, у нас немного снизился пассажиропоток, поэтому запоминать стало проще. У многих волжан появился свой личный транспорт, − рассказала Наталья. – Да, и сейчас стало намного меньше тех, кто хочет проехать на автобусе, не заплатив за проезд. В основном, это школьники, которые купили лишнюю булочку в столовой и потратили деньги на проезд. Конечно, выгонять из автобуса детей, тем более, в зимнее время я не буду. Да и драться со взрослыми людьми тоже. Со всеми пытаюсь говорить по-доброму.
Отрывая билет, кондуктор часто замечает, что многие пассажиры считают цифры. Женщина улыбается, вспоминая разные случаи, когда ей приходилось видеть, как пассажиры реагировали на «счастливый» билет.
− У «счастливого» билета должна совпасть сумма первых трех цифр и последних. Таких билетов в катушке может быть немного. Но мы знали такого пассажира, которому постоянно по дороге на работу попадался «счастливый» билет, – говорит кондуктор.
Проезд в автобусе стоит сейчас 20 рублей. По словам Натальи, у нее есть план суммы, которую нужно привезти в конце дня. От выполнения плана зависит ее премия к зарплате.
− Сегодня у меня план − 700 рублей за один рейс. То есть за 14 рейсов, мне нужно собрать 9800 рублей. Но на всех картах маршрута план индивидуальный. Учитывается и то, что в летний период на автобусе едут больше дачников с проездными, соответственно привозимая сумма становится меньше.
Наталья считает, что для Волжского она зарабатывает нормально. Как кондуктор первой категории с большим стажем работы, вместе с надбавками и премиями она получает около 20 тысяч рублей. Сдать экзамен на присвоение первой категории, может кондуктор, который год отработал с выполнением плана и без финансовых нарушений.
Заканчивая свой рабочий день, Наталья возвращается домой на автобусе, так как считает этот вид транспорта самым удобным и безопасным. После двух рабочих дней у кондуктора идут два выходных, в которые она старается отдыхать по-разному: играет в боулинг вместе с сестрой и племянницами, занимается вышиванием.
− На пенсию я выйду в 60 лет. Для кондукторов нет никакого снижения пенсионного возраста, − рассказала Наталья. − У водителей автобусов снижение пенсионного возраста есть: вместо положенных по новому закону 65 лет, водитель становится пенсионером в 60 лет.
Но пока Наталья о пенсии не думает, как и с трудом представляет, куда она может пойти работать, если профессии кондуктор не станет.
− Да, прогресс идет вперед. Многие города отказались от кондукторов, вместо нас ставят турникеты в транспорте. В Волжском на некоторых маршрутах тоже запускают автобусы без кондукторов, − говорит Наталья. − Конечно, спрогнозировать останется ли моя профессия в будущем, я не могу. Пока я не задумываюсь об этом. Ведь много лет я отработала именно на этой работе.
Прекрасный производственный репортаж. Не без "клюквы", но для первого раза вполне себе.
Вчера наблюдал картину: дрыщеватое тело призывного возраста, упакованное в недешевое шмотье с лицом пьяной мартышки на голубом глазу винтило кондуктору, мол, можно бесплатно - мне тут недалеко. Кондуктор не хуже как в сакраментальном "Брат 2" монотонно бубнила про "билеты приобретаем", пока тело не соизволило извлечь из кармана пресс купюр и б.. нехотя протянуть сотыгу женщине.
Вот таких овощей нужно моментом сдавать полиции под протокол и на административку. Раньше подобное поведение было "западло". Если уж совсем на мели, кондуктора слезно уламывали "войти в положение". А вот так тупо хамить...
Колхозники...
Познавательно. Сколько езжу в автобуса и не особо задумывался как живётся кондукторам. Спасибо за статью.
Очень адекватный, внимательный кондуктор. Никогда не услышишь от нее грубого слова. Можно сказать "мастер своего дела". Желаю Наталье адекватных пассажиров на её пути!
все время еду на автобусе вместе с этим кондуктором. Спасибо ей за помощь. Всегда поможет зайти в автобус.
я ее помню еще во время учебы в институте, кстати недавно ее еще раз видела,(институт 10 лет назад закончила) удивилась даже...столько лет работает, неужели не надоело)
По больше бы таких сюжетов о работе и работниках в нашем городе. Спасибо за статью.
Хорошая статья, грамотный журналист, красивая кондукторша. Всем спасибо.
Да, работать с населением - это муки.
Вот куда делись юристы,Выпускаемые в неимоверных количествах в 90-ых годах. До 60 ти лет на такой работе доработать очень трудно.Здоровья вам Наталья и терпения. Ждём ещё интересных статей,о профессиях в нашем городе.Например,о Серёже,продавце селёдки.
интересный кондуктор со своей изюминкой (всегда на голове ободок) .этот кондуктор не пристает к пассажирам, а молча подходит ,чтобы мы оплатили проезд.
Следующая статья должна быть про водителя)
Не я серьёзно было бы интересно узнать о специфики их работы в "городе твоей судьбы".
Почему автор статьи кондуктора перех фото №10 назвал Татьяной?
И еще вопрос. Кто разрешил перевозить пьяных пассажиров, как же Правила перевозки граждан?
Кондуктор выполняет план за счет нарушения прав иных граждан.
"Работая кондуктором, не перестаю удивляться людям" А я, работая пассажиром нашей автоколонны 1732, сочувствую и водителям, и кондукторам, и обслуживающему коллективу, удивляюсь её работоспособности. В салоне, к сожалению часто, оживлённая беседа водителя с приятелями по ходу движения, на замечание о безопасности, угрозы по поводу вмешательства. Сажают пьяных, но почему-то в автобус, а не в медвытрезвитель. Собаки - лучшие друзья пассажиров и т.д. Сложности у кондуктора от жадности, но ...
да при чем тут "жадность" Кондуктора пьяных сами не сажают . Пьяные сами в автобус заходят . Здесь есть два варианта … по мирному провезти "алкаша" . либо получить "по морде" от него же. Так что , здоровье дороже . По этому и возят …
Бред не придумывают, он возникает, у больных.
Так в чем бред?
Разве в салоне автобусов не встречались пьяные, от которых шарахались, т. к. они не держались на ногах, или в грязной одежде или падают на кого-то?
Или не слышен громкий говор друзей водителя и водителя, а порой и нецензурные выражения а сами "друзья" прокатываются бесплатно. Кто им придает статус ВИП-персон? Правила перевозки? И почему я, добропорядочный пассажир, оплатив проезд, должен это наблюдать и ждать ДТП?
Что ж скрывать? Кондукторы, наверное, берутся из Быково. Только там был, а может быть и есть, зооветеринарный техникум, с отделением юристов среднего звена.
Уважаемая Ирина, как мне кажется, пробный шар зашел на ура! Неплохо бы сделать серию репортажей о современых тружениках рабочих профессий. Все эти прогулки с динозаврами и беседы с чинушами уже вызывают стойкую изжоку пустословием и отсутствием возможности откомментить эту дивную пургу:)
А про обычных людей очень интересно и познавательно. Хорошо бы эти очерки дополнить материалами журналистских расследований, ибо для любого сотрудника выносить сор из избы неприемлемо, а пипл требует скандалов и интрижек.
Ждем репортаж о будных вагоновожатых, которые катаются на броненосцах - ровесниках города.
Спасибо Ирина за Ваш нелегкий труд! Мы с Вами знакомы по маршруту № 10. Наши пассажиры всегда с удовольствием встречали доброжелательного кондуктора рано утром и после работы, который всегда пожелает в конце пути хорошего рабочего дня. Сейчас поменяли перевозчика, но мы о Вас помним!
У кондуктора должна быть униформа, в Волжском этого нет, так же удостоверение и жетон.
Благодарю всех выше оставивших свои комментарии. Очень приятно видеть вашу положительную реакцию. Будем стараться делать такие репортажи и дальше. Спасибо)
Хочу поделиться и своим пятаком по теме. Только сегодня и только кондуктор! Без жетона, но в жилете и с сумкой. Маршрут 14, бортовой номер 818, время начало 11-го.
Воспользовавшись отсутствием кондуктора на кондукторском месте сел на сиденье рядом у окна. Подошла кондуктор и стала меня публично отчитывать за то что я сел на сиденье рядом с нею, ожидая, что я пересяду. Когда я сказал, что не занимаю её место, напомнил, что автобус с экипажем для пассажиров, она высказалась, что я ей создаю помехи, а мужчина, стоящий рядом, её поддержал, сказал, что в салоне кондуктор начальник.
Теперь вы видите, что хамство одних прямо происходит от холуйства других. Гражданин, даже в автобусе "скулит" по начальству, а не по соблюдению Правил перевозки пассажиров.
Событие меня не возмутило: какие сами - такие и сани. С такой философией, почему бы не проголосовать за крепостное право? И начать с автобусов. Про маршрутки даже не пишу...
Я и в автобус уже давно захожу как на территорию, занятую врагом: кондуктор, то усаживает куда ей хочется, то требует безмолвного почитания, а водитель то веселится с приятелями и возит их без билета, то, когда хочет, открывает двери для выхода.
Конечно не все такие и водители, и кондукторы, но человек, которого обхамили раз, второй раз начинает вести себя как "требуется". Вот территория и оккупирована! Удовольствие от работы начинает получаться....
В волжских автобусах место кондуктора не предусмотрено. Это самозахват.
А какой у них проверяльщик билетов... ммм...
Не так давно ехала на 14 автобусе вечером, когда уже в 17ч было темно и наблюдала такую картину: молодая кондуктор общалась с мальчиком 7-8 лет, ехавшим в это время один из 17 мкр , в итоге она взяла номер телефона его мамы и с третьего раза дозвонилась до нее чтобы сообщить, что с ее ребенком все хорошо, он едет и пусть она встретит его на своей остановке.
Добавление новых комментариев заблокировано в связи с истечением времени.
Лучший комментарий дня:
+6 Автор: Флегматик.
Хорошо сказано: ".....в отдельных районах...& ...
Худший комментарий дня:
-7 Автор: 41кв.
А от тебя то хоть какая то польза есть? Писак ...
$ 91.78
€ 98.03