Волжский.ру побеседовал с координатором сообщества «Мне не все равно! Волжский» Алексеем Герасимовым о главных достижениях сообщества за 5 лет работы, актуальных вопросах городского благоустройства, организации дорожного движения, пешеходных переходах и многом другом.
– Алексей, почему сообщество неравнодушных горожан сменило свое название?
– Всё началось со странички в ВК, куда Александр Дикарев (основатель сообщества) приглашал активных пользователей ресурса «РосЯма». На протяжении 5 лет своего существования наше сообщество все время меняется: оно растет, приходят люди с новыми идеями и мыслями. В один момент мы поняли, что название «РосЯма» – уже, наверное, слишком узко, «рудимент». Но, надо сказать: дебаты были горячими, и решение о «ребрэндинге» было принято не одномоментно. Но это – уже следствие: новые инструменты взаимодействия с властью и решения городских проблем стали постепенно появляться еще с 2013 года.
– Какова сегодня численность сообщества в Волжском и на чем основана его работа?
– Порядка 2,5 тысяч. Но, разумеется, не все из них одинаково активны: все зависит от возможностей, способностей, знаний, желания и свободного времени человека. Ведь наше сообщество – не юридическое лицо и даже не общественная организация: у нас нет офиса, люди не получают зарплату – взаимодействие идет, как правило, в соцсетях. Есть активисты, есть так называемые «пассажиры» – сочувствующие и сопереживающие. Но все мы трудимся на добровольных началах, а объединяет нас неравнодушный подход к проблемам родного города. При этом, «сверхзадача» активистов сообщества – даже не столько решить проблему, сколько дать людям инструмент и показать, как именно взаимодействовать с властью.
– Припомните 3 самых важных достижения сообщества «Мне не все равно! Волжский» за последний год?
– Пожалуй, это установка новых светофоров: у рынка «Валентина» на улице Мира и на пересечении улиц Карбышева и Пионерская в 19 микрорайоне. Мы выносили эти вопросы на комиссии по БДД, писали главе и депутатам – и добились. Второе, наверное – это островки безопасности, которые стали появляться в городе. И, третье – пожалуй, наши серьезные изменения в городское Положение о сносе деревьев, которые сделали его более прозрачным.
– Работы по благоустройству в городе – непочатый край. С чего стоит начать?
– Начать надо с элементарных вещей – с чистоты. Это, например, грязь, пыль и вода, которые мы регулярно видим на улицах города в разное время года. Например, в позапрошлом году власти начали с нашей подачи «срезать» и убирать грунт вдоль дорог – на Карбышева, Оломоуцкой и других улицах. Что это дает? Это препятствует стеканию воды и грязи на проезжую часть, засорению ливневок и разрушению дороги. Но, увы, пока это точечные меры. А те же ливневки в городе не справляются с нагрузкой. И еще одно «начинание» — опустить бордюры в местах пересечения тротуаров с дорогами.
– А каким вопросам благоустройства Волжского, по Вашему мнению, сегодня властям следует уделить больше внимания?
– Отмечу, пожалуй, три объекта, требующие благоустройства на сегодня. Первый: парк «Новый город» – кстати, очень хорошо, что у него появился хозяин, в хорошем смысле этого слова! Потому что те «набеги», которые были «для галочки» не давали результатов. Парк надо развивать – он должен стать центром притяжения людей. Второй объект – «Оломоуц парк», сквер на пересечении улиц Пушкина и Оломоуцкой, имеющий статус рекреационной зоны. В этом районе людям вообще негде погулять, поэтому развитие сквера даст жителям новую зону отдыха и, в то же время, «спасет» от аппетитов застройщиков. Можно также сделать там площадку для выгула собак. И, третий – пустырь внутри 23 микрорайона около «Русинки» и «молочной кухни». Я боюсь, что его застроят домами, а здесь нужна монументальная детская площадка: это будет такая «бомба» – «достопримечательность», – и не только для местных жителей!
– Какую бы территорию Вы, как общественный активист, предложили для благоустройства в рамках программы «Формирование комфортной городской среды»?
– В активе сообщества сложилось негативное отношение к этой программе. Потому что во время игры правила не меняют. Летом 2017 года было опубликовано одно Положение о сборе заявок: люди сели, потратили время, составили и подали проекты. Насколько помню, было подано 7 проектов, под них был утвержден бюджет на 2018 год. И вдруг 29 декабря появляется Постановление и новый порядок: подать заявку стало возможно в упрощенном виде, в духе «Хочу благоустроить площадь Свердлова: лавки, урны». Критерии подачи заявок существенно снизились, поэтому и вся программа, я считаю – «мимо кассы». Ведь вновь собранные 36 заявок – это те территории, которые и так требуют благоустройства. Это всем очевидно.
– А что за 7 проектов предлагались изначально и вошли ли они в состав нынешних 36?
– Это был «Оломоуц парк», «Аллея трамваев» на улице Королева, аллея внутри 26 микрорайона, конечная остановка на углу 27 микрорайона, район городского пляжа в районе СНТ «Изобилие», санитарно-защитная зона за 8 микрорайоном по Пушкина и внутридворовая территория по улице Мира в 18 микрорайоне. Из них точно знаю, что вошли «Оломоуц парк» и «Аллея трамваев» – это были наши проекты, наряду с предложениями по 26 и 27 микрорайонам.
– Каким Вы видите решение проблемы неудобных, нелогичных пешеходных переходов в городе? У нас все вопросы привыкли решать с помощью демонтажа. Нужно ли демонтировать часть существующих пешеходных переходов?
– По городу должно быть комфортно ходить: ведь большинство жителей – все-таки, пешеходы. Поэтому я не считаю, что какие-то «зебры» надо демонтировать. Скорее – доводить до ума. Например, переходы «вникуда», проблему которых мы часто поднимаем – раньше их было в городе 63, сейчас порядка 20. Причем, для этого не надо никаких глобальных проектов: нужно брать и делать! Сегодня также есть проблемы с переходами на перекрестках улиц Мира и Оломоуцкой, Машиностроителей и Профсоюзов, а также Карбышева и Королева. Причем, как решить проблему, мы городским властям уже предлагали, и не раз. Например, там, где после дождя переходы все время «тонут», у нас откачивают воду, а можно сделать переход приподнятым. Тогда он будет всегда сухой, и вода будет стекать с него. Бороться нужно с причиной проблемы, а не с ее следствием.
– Считаете ли Вы действующую организацию дорожного движения в городе безопасной? Нужно ли что-то менять?
– Скажу так: она достаточно неплохая. Есть локальные моменты, которые мы пытаемся изменить. Кстати, например, пресловутое кольцевое движение – это, прежде всего, элемент безопасного дорожного движения, когда нет «слепых» поворотов налево. Другое дело – пробки в час пик. Проспект Ленина не перестанет быть «главной артерией», но появляются объездные пути: Карбышева, Набережная, Кирова, Горького. Это – дело привычки: чтобы разгрузить магистрали, людям нужно использовать альтернативные маршруты движения.
– К слову о дорожном движении: что Вы думаете о новом проекте организации транспортной развязки у Леруа Мерлен (подробнее...)? Будет ли она понятна и удобна автомобилистам?
– Говорить, что надо было раньше думать, уже бессмысленно. Да, «временная» развязка – убогая, – но она не представляет проблемы для горожан. Трудности – с въездом и выездом большегрузов, заезжающих в город. Предлагаемая сегодня схема далеко не идеальна – прямо сказать, «не комильфо». Есть другие варианты: например, сделать заезд для большегрузов к ТЦ «Метро» и «Леруа» с улицы Шоссейной – там достаточно построить сквозной проезд. Попадать на Шоссейную большегрузы могли бы через сквозной проезд ГМ «Магнит». А дальше – по улице Горького, кому в какую строну надо. И не нужны сложные схемы организации дорожного движения.
– Можно ли решить проблему нехватки парковок в городе, а заодно и проблему засилия дворов автотранспортом? Каким образом?
– Проблема в том, что сейчас администрация «мониторит», по большей части, большегрузы и «Газели» во дворах. Механизм был запущен, но он до сих пор «сырой»: отписки и процессуальные моменты не дают заработать ему на полную мощь. Хотя, тот же «Паркон» дает дорожному фонду ежемесячно около миллиона рублей – это уже что-то. По нехватке парковок – тут нельзя действовать только запретами. Нужен комплекс: развивать общественный транспорт, велосипедную и пешеходные инфраструктуры, огораживать зеленые зоны во дворах и открывать муниципальные парковки. Но как завлечь людей на стоянки, если та же дорога до стоянки – лужи и темнота? Поэтому, как это ни банально, нужен только комплексный подход.
– Как Вы оцениваете взаимодействие власти и общественности в Волжском – как оно изменилось за 5 лет работы сообщества? Слышит ли власть волжан?
– С 2013 года мы стали активно работать с ГИБДД и администрацией, очень плотно взаимодействовали на протяжении года. Потом мы какое-то время продуктивно сотрудничали с председателем комитета благоустройства и дорожного хозяйства Газанфаром Гулуевым. Сейчас, увы, такого активного взаимодействия нет. Сложно сказать, почему. Как вариант – нам удалось уже многое сделать. Например, решение дорожных проблем – ситуация серьезно улучшилась, тут вряд ли кто-то станет спорить. Кстати, хочу сказать: в должности вице-мэра Гулуев так же всегда с нами на связи. Хотелось бы большей открытости и инициативы от управления архитектуры, причем «архитектурного» должно стать больше. Сейчас же, на наш взгляд, у управления, прежде всего – градостроительная функция.
– Так слышит ли сейчас власть волжан и ваше сообщество? Если не слышит, то в чем именно?
– Если говорить не о дорогах, а о проблемах благоустройства и инфраструктуры – тут все очень печально. Например, мы не раз предлагали чиновникам провести «ревизию» зеленого фонда и городских памятников. Но нам говорят, что, согласно Градостроительному Кодексу, это не относится к полномочиям муниципалитета. Мы не согласны и продолжим отстаивать свою позицию: памятники принадлежат городу, так же, как и зеленый массив. И только город может и должен следить за ними. И другой важный момент – ресурс «Волжский дозор»: чем дальше, тем хуже. Поначалу это был неплохой механизм, он и сейчас хороший. Но – исполнение! Как можно выполнять заявку 2 года?! Люди разочаровываются и перестают обращаться к этому ресурсу.
– И, напоследок: Алексей, пойдете ли в качестве кандидата в депутаты городской думы в сентябре 2018 года?
– Нет, и объясню, почему. Мы, сообщество «Мне не все равно! Волжский» – не про политику и не про выборы, мы – про любовь к городу. Я считаю, что у общественника возможностей решить проблему, как это ни парадоксально, больше. Да и общественного в моей жизни уже достаточно!
Почему сообщество неравнодушных горожан сменило свое название?
Потому, что инструментом РосЯма.ру мы перестали пользоваться осенью 2013 года, после "круглого стола" в ГИБДД. С тех пор наш инструментарий и круг вопросов сильно увеличился.
Столько хороших слов, но непонятно зачем. Дайте слово В. Лазаревой, её хоть понять можно, ради чего она этим занимается.
Какой КПД у Лазаревой В.П.
(кроме сотрясения воздуха и получения средств на "ансамбль"их караоке и развлечения-поездки на экскурсии за счет бюджета города)?!!!
никакого!!! разве вы еще этого не заметили?!
Проблемы копятся намного быстрее быстрее чем решаются. А если решаются, то с тааким скрипом и сопротивлением и весьма локально !
хотелось бы, что бы тротуары города освободили от самозахватов комерсов,
что бы вернули их былой простор и асфальтовое покрытие (а не плитку да еще и горбами)!!!
Какая-то архитектурная мастерская наклепала проектов по заужению, уничтожению муниципальных тротуаров - хорошо бы ее найти и лишить Лицензии навсегда, с выплатой штрафа в бюджет города!!
на фото тротуар по пр.Ленина вдоль домов 48-50
Особенно когда "комерсы" наплевав вообще на всё, заклеивают своей рекламой весь город ТЕПЕРЬ УЖЕ КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ! было, 10 февраля в магазине "Надежда" теперь свежая 17 февраля, "В библиотеке №6, а до этого 16 декабря там же.
Это нормально? Мало нам художеств наркоманов, и "каляки маляки" альтернативно одаренных детей на домах мы еще терпим этот бумажный мусор. Или все схвачено?
Колхозный сторож:
Следующие регионы не примут участие в проекте "Формирования комфортной городской среды" 18 марта из-за неготовности, некачественной проработки вопроса или по иным причинам (подчеркивалось, что наказывать никого не станут, но выводы, конечно, будут сделаны):
Ивановская область
Орловская область
Тверская область
Пермский край
Чувашская республика
Показать комментарий полностью
Вреднейшая деструктивная организация. Распыляют средства. Вместо того, чтобы учитывать категорийность дорог для определения очерёдности ремонта дорог, латают дыры во дворах и под лавочками, восхищая всех местных бабушек. При этом та же дорога на ГЭС, которая снабжает город продовольствием, находится в аварийном состоянии, и которую они в упор не видят. Администрация вовремя опомнилась.
Где-то я уже видел этот комментарий. Отвечу ещё раз.
В 2014 году мы передавали в администрацию дорожную карту Волжского, где разными цветами были обозначены участки дорог, требующие незамедлительного ремонта, те, что ещё могут подождать, и те, что находятся в хорошем состоянии. Каждый год в неё вносятся изменения, в том числе отмеченные нами. И соответственно обновление асфальтового покрытия идёт с учётом предоставленных нами данных.
Про ГЭС у нас есть целая серия постов в рамках акции #ДайтеДеньгиНаДороги (забивайте в гугл и читайте).
в итоге все упирается в отсутствие денег.
Мозг у всех работает, а воплощать не на что.
И зеленый сарказм здесь совсем не к месту...
Я уточню свои претензии. Если бы А. Герасимов, который так любит город, заявил хотя бы раз, об одном из очевиднейшем экономическом вреде, который нанес мэр Воронин г. Волжскому по блокированию развития услуг пассажирских перевозок, разрушению его и растрате огромных бюджетных средств на приобретение нового подвижного состава, то любимый город мог бы сохранить деньги и получать налоги, для решения очень важных социальных вопросов, строительства парков и т.п., и заявил бы об этом, а он предпочитает отмалчиваться и не обострять отношения.
Новые автобусы покупала Автоколонна в лизинг. Из бюджета города на это ничего не было выделено.
Здесь речь идёт о том, что бюджет не вкладывался в покупку.
Автобусы приобретались в кредит и выйдя на маршруты стали приносить больше дохода Автоколонне, часть из которого ежемесячно идёт на платежи по кредиту. То есть авиобусы сами платят за себя. ))
.
А ведь могли бы и не заморачиваться и продолжать жить на дотации.
вы, простите, отчётность видели а/к?
я - нет.
вот когда увижу, что доп. выручка полностью покрывает лизинговые платежи - публично скажу, какие молодцы рук-во а/к и мэрии (без которых а/к не может такие операции проводить).
Пока ситуация , мягко говоря, неоднозначна. Если доп. доходы за вычетом доп. расходов (бензин, зарплата) не будут покрывать лизинговых платежей, то банк скоро (но не раньше ЧМ, конечно :)) потребует досрочного погашения долга, для чего потребуется либо в бюджет залезать, либо автобусы распродавать (приватизировать а/к).
Вы правда думаете, что если я выскажусь про пассажирские перевозки, то проблема разрешится и экономический кризис отступит? Мне бы вашу веру в силу слова
Я знаю одно, что без полномочий и влияния на принятие решений, говорить об изменениях в лучшую сторону, по крайней мере несерьёзно. Предположу, что вы дистанцируясь от названия РосЯма и участия в политике, пытаетесь обойти острые углы.
Надо начинать с чистоты! В душе в голове ........среди подростков и молодежи
Низкий вам поклон! Спасибо за пешеходные переходы, за ремонт дорог, за светофоры за все все все.
Люди безвозмездно тратять свое личное время, чтобы сидящие на диване да еще и критикующие, могли комфортно жить в нашем городке.
"– Начать надо с элементарных вещей – с чистоты. Это, например, грязь, пыль и вода, которые мы регулярно видим на улицах города в разное время года. Например, в позапрошлом году власти начали с нашей подачи «срезать» и убирать грунт вдоль дорог"
т.е. дорожным хоз-вом города управляют настолько слабоумные граждане, которые без "подачи" аж целой общественной организации не догадываются, что грунт должен быть ниже дорожного полотна?
А после "подачи" - почему они продолжают строить дороги ниже грунта??
Все свежеотремонтированные дороги ниже грунта - что вдоль базы, что Пушкина от Химиков до Александрова, Что Горького.
Все сделаны без бордюров и земля на пол метра выше дороги.
Ответ на это простой - бордюры дорогое удовольствие, поэтому ограничиваются заменой полотна. Почему перед ремонтом не срезают грунт, а только потом и по пинку, нам доподлинно неизвестно.
Я уверен, что это было бы не дороже, чем ежегодно ремонтировать одни и те же дороги из-за того, что там постоянно скапливается вода и грязь. И при переходе через 0 вся эта дорога превращается в решето.
Видимо кто то заинтересован делать это боле дешевыми методами, что бы в итоге "заработать" больше денег.
А. Герасимов -молодец!!
И настоящая, позитивная, умная защита нашего города, горожан от деструктивного, хаотичного руководства городом!!
Он и его товарищи тратят свое личное время, силы, деньги- на устанения серьезных ошибок администрации города !!
Огромнейшее СПАСИБО от тысяч жителей 23 мкр- вам за ПП на рынок "Валентина" на пр.Мира!!
Если бы он захотел баллотироваться на пост мэра- то наша семья и наши соседи 100% отдали бы свои голоса за него!!!
я женат, но не на Екатерине. Так что никакого семейного подряда-пиара.
Вам что Екатерина не понравилась?
Не надо так просто от неё отказываться.
Даже документы менять не придется.
Берем и не кочевряжимся. )))
Человек черным по-русски пояснил, что женат....Чего "прицепились" -то ?
Мне кажется пора создавать группу "мне не всё равно, что есть сообщество мне не всё равно" порой высказывают такую чушь, что хочется выплеснуть не цензурные слова.
"– Можно ли решить проблему нехватки парковок в городе, а заодно и проблему засилия дворов автотранспортом? Каким образом?"
- можно!!
Вокруг города ГСК на100% количество авто- надо только организовать доставку водителей от ГСК в городские кварталы- например маршрутками и никаих автостоянок на зеленых зонах, на детских площадках и прочее-во дворах МКД.
Сейчас город настолько загазован, забит личными авто, что сил и здоровья у людей не хватает, что бы жить в таком ужасном городе-
отсюда люди бегут на дачи,
строят там огромные дома, занимая землю-кормилицу этими коробками и принося на природу всю скверну человеческой инфраструктуры (сжигания пластикового ТБО, слив канализации в грунтовые воды и на улицы СНТ и т.д. и т.п.)
ну, сливать химические отходы - те же синтетические стиральные средства, - на почву крайне нехорошо.
В Волге пена при половодье - это всё они, ПАВ.
Сжигание пластика - тоже ничего хорошего, тем более, есть возможность утилизации.
вы правы!
кроме того, мытье посуды всякими средствами для посуды (фэри, прил, сорти, био и т.д. и т.п.), которые абсолютно!!! невозможно смыть с посуды даже кубомертами воды- наносят огромный вред здоровью людей, а после, попадая в канализацию или грунты- продолжают наносить вред природе.
Элементарную пробу можно сделать даже дома, если есть аквариумные рыбки- вымыть аквариум средством для мытья посуды, тщательно прополоскать (как свои тарелки-сковородки) налить и отстоять воду - запустить рыбок- результат будет видет сразу- рыбки начинают выбрасываться из аквариума или заболевают и погибают в течении нескольких дней.
то же самое происходит со стиркой белья....
Начинать надо, конечно с чистоты. Для начала ЖКК постарается и очистит наши карманы. Общественники же названного типа будут летать на мётлах и показывать нам личный пример борьбы за чистоту. Уж если за что и бороться в смысле чистоты, то надо бороться за чистоту человеческих отношений. Это даёт экономический эффект.
у Вас есть отличный шанс - навести чистоту в человеческих отношениях, в этой сфере много свободных мест. Я выбрал несколько иную стязю. Уж не взыщите
подсказка:
- дороги начинайте ремонтировать с чистки ливневой канализации! ибо ремонт Ваш бесконечен!!! а Наш бесценен!!!
- а чистоту не там наводить..
подсказка:
- дороги начинайте ремонтировать с чистки ливневой канализации! ибо ремонт Ваш бесконечен!!! а Наш бесценен!!!
- а чистоту не там наводить..
так вот кто научил МБУ КБ уничтожать разрушать бордюры в нашем городе!!!
Теперь эта гоп-компания муниципалов крушит бордюры сдвигая, уплотняя грязный снег вглубь газонов, наваленный ими же на обочины автодорог города, путем наезда самосвала на такой бурт колесом !!!
"......... Например, в позапрошлом году власти начали с нашей подачи «срезать» и убирать грунт вдоль дорог – на Карбышева, Оломоуцкой и других улицах. ...."
Вот так, как на фото- они делают уже второй год зимой- на б.Профсоюзов, на пр.Ленина (вдоль 1000-квартирного)-все это могли видеть буквально неделю назад!!
Если вы учите какому-то приему неадекватных исполнителей, то контролируйте их работу -вы их "приручили"-вы за них в ответе!!
А то что сливается в ливневки- весь этот токсичный смыв с улиц города и автомобилей разве не надо очищать перед сливом в реку Ахтубу (из которой мы пьем воду, в которой купаемся летом, в которой рыбу ловим)?!!!!
"..Начать надо с элементарных вещей – с чистоты........засорению ливневок и разрушению дороги. Но, увы, пока это точечные меры. А те же ливневки в городе не справляются с нагрузкой. ...."
Скорее всего надо начинать с тщательной очистки ливневых вод!!!!-вот что действительно требует вашего настойчивого участия!!
А отвод дождевых вод- в момент ливня- это пустяк и ерунда для нашего пустынно-засушливого региона, потому что вода, практически через час вся уходит в грунт
Надо инициировать принятие закона о запрете парковок частных автомобилей (любых) во дворах. Установить штраф как за парковку на зелёнке. И гайцев заставить работать. Пусть вылазят из кустов и идут по дворам штрафовать автобыдло. И бюджету пополнение и людям благо.
"... Потому что во время игры правила не меняют. Летом 2017 года было опубликовано одно Положение о сборе заявок: люди сели, потратили время, составили и подали проекты. ....."- вы, наверное, не представляете еще, что делают наши депутаты,
как используют административный ресурс в личных целях!!
Например, для улучшения освещенности своего магазина (Радеж по ул.Дружбы 1) они пишут заявку, якобы, от имени простых горожан на установку дополнительных прожекторов-светильников за счет бюджета города (и плата за это дополнительную трату эл.эн-тоже за счет бюджета города), и им исполняют эту заявку в считанные часы!!
Подавали жители нашего двора заявку на оборудование детской площадки-самыми первыми, но оборудование "ушло" для пиара депутата партии -на нужный ему участок (без всяких заявок0, а не для удовлетворения заявки
вы абсолютно правы!!
Сейчас единицы- кто ставит свои авто в свои гаражи, потому что лень, потому что анархия в нашем городе-полная и абсолютная, как в Гуляй-поле у батьки Махно-ВИН!!
Безнаказанное уничтожение озеленения для обустройства личных бесплатных автостоянок во дворах МКД - это реалии сегодняшнего дня.
В нашем дворе автохамы разбили за несколько месяцев новые бордюры, потому что привыкли парковатья на детской площадке, на ночь-кто их отучит?!
Площадку для сушки белья захватили, теперь там белье сушить невозможно-машины стоят круглогодично и круглосуточно!!!
у нашей семьи 4 гаража;
- один в Березке,
другой в Автомобилисте,
третий в Волжанке,
четвертый в Стиви-
машины туда не ставим,
потому что утрачена традиция ставить машину в гараж-все гаражи стоят пустые!!!
раньше люди с работы ехали в гараж-ставили машину, а из гаража на велосипеде или пешком- домой и это было нормально и полезно и правильно и совсем не трудно,
а сейчас даже вызывает истерику у некоторых граждан, потому что привыкли, что в их проблемы должны разделять и их соседи .....
"Например, мы не раз предлагали чиновникам провести «ревизию» зеленого фонда и городских памятников. Но нам говорят, что, согласно Градостроительному Кодексу, это не относится к полномочиям муниципалитета."
Может, не туда обращались? Все памятники и зеленые насаждения числятся в Реестре муниципальной собственности, за который отвечает управление муниципальным имуществом города.Туда и надо обращаться.
В комитете благоустройства, говорят, есть вакансия
Давайте, покажите путь к светлому будущему города!
Добавление новых комментариев заблокировано в связи с истечением времени.
Лучший комментарий дня:
+54 Автор: Seva.
Хирург - очень тяжелый труд. Когда такому горе-вод ...
Худший комментарий дня:
-54 Автор: Eвгeн..
марина урина водитель маршрутки это очень тежелый ...
$ 91.98
€ 100.24