Сергей Семёнович Собянин — российский государственный деятель, с 2010 года мэр Москвы. Политическую карьеру он начал в Ханты-Мансийском автономном округе, затем возглавил Тюменскую область, работал в Администрации Президента и Правительстве РФ. Родился 21 июня 1958 года в селе Няксимволь Ханты-Мансийского национального округа.
Сергей Собянин вырос в семье, где по отцовской линии были старообрядцы, а по материнской — казачьи корни; его дед Николай Уланов — участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, реабилитирован в 1990-е. Детство будущего политика прошло в Берёзове ХМАО: отец Семён Собянин руководил местным маслозаводом, мать Антонина работала экономистом. В школе Сергею были близки русский язык и литература, он занимался боксом, шахматами, лыжами. В 1975 году окончил среднюю школу.
Высшее образование получил в Костромском технологическом институте (1976–1980), по специальности — машиностроение, диплом с отличием. Второе образование — юридическое: в 1989 году окончил Всесоюзный юридический заочный институт (ныне МГЮА). В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по правовому положению автономных округов в составе РФ.
После вуза Сергей Собянин работал инженером в Костроме, затем на Челябинском трубопрокатном заводе: слесарь, бригадир токарей, с 1981 года — мастер цеха. Производственная школа, по словам Собянина, дала дисциплину и управленческие навыки. Параллельно был комсомольским организатором, а в 1982–1984 годах — заведующим организационным отделом Ленинского райкома ВЛКСМ в Челябинске.
С 1984 года — в Когалыме: сначала зампред сельсовета, затем руководитель городского ЖКХ, секретарь горисполкома. В 1988 году перешёл в окружной комитет КПСС, а в 1990-м возглавил когалымскую налоговую инспекцию. В 1991–1993 годах — глава администрации Когалыма, занимался жилищно-коммунальной сферой и взаимодействием с градообразующими нефтяными предприятиями. Осенью 1993-го стал первым заместителем главы ХМАО с экономическим блоком: бюджет, межбюджетные отношения, работа с предприятиями.
В 1994 году избран депутатом Думы ХМАО и её председателем, в 1996-м переизбран и вошёл в Совет Федерации, возглавил комитет по конституционному законодательству. В эти годы активно обсуждалась конфигурация Тюменской области и её автономных округов; позиция Собянина отражала интересы региона и поиск правовых решений в рамках действующей Конституции. В 1997–1999 годах работал в совещательных органах по местному самоуправлению, участвовал в деятельности избирательного блока «Вся Россия», позднее вошедшего в «Единую Россию».
В 2000 году, после недолгой работы первым замполпреда Президента РФ в Уральском федеральном округе, Сергей Собянин победил на выборах губернатора Тюменской области, набрав более 52% голосов. Регион находился в кризисном состоянии и требовал выстраивания отношений между Тюменью, ХМАО и ЯНАО.
Ключевым шагом стало межрегиональное «Сотрудничество» (2004): перераспределение нефтегазовой ренты и участие округов в формировании областного бюджета при сохранении их автономии. За последующие годы областной бюджет кратно вырос, что позволило модернизировать инфраструктуру: дороги, транспорт, социальные объекты, набережные. В 2004 году Собянин вступил во фракцию «Единая Россия», в 2005-м был вновь утверждён губернатором и вскоре получил федеральное назначение.
Осенью 2005 года возглавил Администрацию Президента РФ: координация работы полпредов, взаимодействие с органами власти, организация исполнения поручений. В 2006 году вошёл в комиссию по военно-техническому сотрудничеству, был в совете директоров холдинга «ТВЭЛ» (в составе «Росатома»). В 2008 году руководил избирательным штабом Дмитрия Медведева, после победы которого стал вице-премьером — руководителем Аппарата Правительства РФ. Курировал экономику, ИТ-направление, реализацию стратегии социально-экономического развития с акцентом на высокие технологии.
В октябре 2010 года Московская городская дума утвердила Сергея Собянина мэром столицы, он вошёл в состав Совета безопасности РФ. Первоочередные задачи — транспорт и городская среда: снижение пробок, развитие общественного транспорта, реконструкция школ и медучреждений, благоустройство парков и дворов.
Транспортная реформа включала ремонт улично-дорожной сети, обновление подвижного состава, расширение полос для общественного транспорта и платных парковок. В результате Москва ушла с первых строк мировых рейтингов заторов: к 2015 году переместилась с 1-го на 5-е место в индексе TomTom, а спустя два года вышла из топ-10 самых перегруженных городов.
Метро стало отдельным приоритетом: продление действующих и строительство новых линий, открытие около 80 станций по плану, запуск в 2016 году Московского центрального кольца как интегрированной части системы. Параллельно развивались МЦД и наземные пересадки.
В благоустройстве взят курс на упорядочивание уличной торговли и создание комфортных общественных пространств — от центральных парков до районных набережных и скверов. В 2018 году Собянин переизбран прямым голосованием, набрав более 70% голосов. Запущена программа «Мой район», близкая к концепции «15-минутного города»: ключевые услуги и точки притяжения — в пешей доступности для жителей.
Период пандемии COVID-19 сопровождался «средней» моделью ограничений, сочетавшей сдерживание заболеваемости и поддержание городской активности. Город усилил цифровые сервисы и продолжил инфраструктурные проекты, включая развитие метро и пригородного сообщения. Сделан акцент на экологичный транспорт: Москва сформировала крупнейший городской парк электробусов и объявила курс на отказ от закупок дизельной техники.
В 2022 году столица направила гранты в поддержку российских сетей быстрого питания после ухода ряда иностранных брендов; заявлены антикризисные меры для строительной отрасли и продолжение строительства социальных объектов и спортинфраструктуры.
В 1986 году Сергей Собянин женился на Ирине Рубинчик, в браке родились дочери Анна и Ольга (1997). Позднее жена Собянина работала преподавателем и воспитателем. Дочь Анна окончила СПб академию имени А. Л. Штиглица (монументальное искусство). Ольга получила среднее образование в московской частной школе. В 2014 году супруги развелись, но сохраняют корректные отношения.
Среди наград — Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2023), медаль Росгвардии «За боевое содружество» (2023), Орден Салавата Юлаева (2023), премия «Юрист года» (2023) «за защиту социальных и трудовых прав граждан», Орден Республики Тыва (2020), медаль Столыпина I степени (2010), звание «Почётный гражданин Тюменской области» (2005), Орден Почёта (2003), офицер Ордена сельскохозяйственных заслуг (Франция, 2003), медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1999).
Сергей Собянин — управленец с опытом регионального и федерального уровня, ориентированный на инфраструктурные проекты, транспорт и улучшение городской среды. Его московский период — это транспортная модернизация, расширение метрополитена, благоустройство районов и приоритет прикладных решений, заметных горожанам в повседневной жизни.
www.volzsky.ru
Опубликовано: 23 июля 2022г.
Лучший комментарий дня:
+20 Автор: Макарыч.
Лучше полностью отказаться от общения, чем потакат ...
Худший комментарий дня:
-10 Автор: Кыргырлы.
А я бы учителям вообще платил бы минималку. То, чт ...
$ 76.97
€ 89.90
На сайте Волжский.ру используются файлы cookie и сервисы веб-аналитики
Оставаясь на www.volzsky.ru, вы принимаете пользовательское соглашение