«День – гуляем, три – отходим»: как волжане выживают в «доступной» среде


© Волжский.ру

Проблему доступности городской среды для маломобильных жителей Волжский.ру поднимает уже не первый год. Так, на протяжении всего 2017 года мы внимательно отслеживали судьбу «скандальных» пандусов, которые установили местные власти (подробнее...). В итоге, должностные лица, допустившие нарушения, были привлечены к дисциплинарной ответственности (подробнее...), тема получила широкий резонанс, а горе-пандусы прославились на всю Россию (подробнее...).

Сегодня в Волжском действует муниципальная программа «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в 2018-2020 годах». Однако чиновники продолжают демонстрировать свое полное невладение ситуацией, «плавают» в цифрах, показателях эффективности и специфике реализации программы (подробнее...).

В ответ на очередной редакционный запрос администрация Волжского сообщила, что на реализацию программы в 2018 году из горбюджета выделено 1,9 миллиона рублей . При этом в строке софинансирования из областного и федерального бюджетов – ноль. На столь скромную сумму мэрия планирует адаптировать объекты социальной инфраструктуры и дорожные объекты: детский сад № 83, театр кукол «Арлекин», художественную школу, ДЮСШ №3, а также 12 светофоров, 2 остановки и 10 съездов у пешеходных переходов.

«Реализация в 2018 году перечисленных мероприятий позволит обеспечить высокоэффективную результативность исполнения программы», – оптимистично заявляют чиновники.

Волжский.ру решил оставить в стороне бодрые рапорты чиновников и взглянуть на ситуацию своими глазами, оценив ее «изнутри».

Для этого мы решили провести целый день с одной из волжских семей, в которой проживает инвалид-колясочник с заболеванием ДЦП. Мы начали день от порога дома (бульвар Профсоюзов, 19в), прошли по дворам, дорогам, остановкам, побывали в поликлинике, муниципальных учреждениях, магазинах, торговых центрах, а также проехали на автобусе и такси. Подробности – в нашем большом фоторепортаже.

Итак, жаркий волжский день, 23 мая 2018 года: уже утром солнце припекает так, что выходить на улицу не очень-то хочется. Но для 29-летней Любы Седиковой, любой выход за пределы квартиры – настоящий праздник. Впрочем, стремление получить свой глоток свежего воздуха дается семье непросто.

Люба – инвалид 1 группы и передвигается только на коляске. Диагноз: тяжелая форма детского церебрального паралича (ДЦП). Трудности обычной прогулки начинаются прямо от порога квартиры: семья живет на 1 этаже, но чтобы выйти на улицу, маме с дочерью нужно преодолеть несколько ступенек.

Раньше здесь был установлен накладной пандус, толку от которого было мало: слишком крутой угол наклона не позволял поднять коляску вверх, и тащить ее все равно приходилось «на руках». А недавно компания-застройщик установила электрический подъемник, но его никак не могут запустить в эксплуатацию из-за сбора необходимых документов. Поэтому пока, по-прежнему, таскать коляску и Любу приходится своими силами – мама девушки говорит, что без помощи двух-трех мужчин не обойтись, приходится ждать соседей.

Каждый раз спускаемся, поднимаемся и молимся, чтобы нам не убиться насмерть! – поделилась Светлана Седикова.

Кстати, с такими же проблемами сталкиваются и другие маломобильные волжане: например, в 14 микрорайоне (проспект Ленина, 116) в одной семье проживают сразу два инвалида-колясочника, сестры Надежда и Валентина Щетинкины. Гулять им приходится по очереди: одна коляска – нерабочая, да и пандус с крутым углом наклона также вынуждает проводить часы в ожидании «крепких» соседей.

Справедливости ради, отметим: благодаря нынешним ГОСТам и СНиПам, в новостройках есть хоть какие-то пандусы. Другое дело – старые дома: здесь установки пандусов волжанам приходится ждать годами.

Вот уже 2,5 года моя 93-летняя бабушка, ветеран ВОВ, Галина Марковна Гапотченко, не может самостоятельно выйти на улицу из-за отсутствия пандуса в подъезде и около него. Все это время она сидит в четырех стенах и не может даже пообщаться с соседями на лавочке или подышать свежим воздухом! – жалуется внучка Мирослава, бабушка которой проживает в доме по улице Мира, 124.

Семья несколько раз обращались в администрацию города и в управляющую компанию, но получала лишь отписки. Ответ один: «Пандус не положен, поскольку нет удостоверения инвалида-колясочника». Но, чтобы его получить… нужно выбраться из дома. В итоге, получается замкнутый круг, и проблема не решается годами.

«Доступная» среда начинается для волжан прямо от порога квартиры

Как видно, проблема выхода за пределы четырех стен для маломобильных волжан – увы, не единичная. Власти не раз говорили, что волжские дома, вообще, не приспособлены для установки стационарных пандусов. За время реализации муниципальной программы (с 2007 года) для волжан было закуплено всего 94 внутриподъездных пандуса, и далеко не все они – раздвижные и телескопические.

Но преодоление порога дома – лишь одна из трудностей. По выходу из подъезда колясочников ожидает просто нескончаемая полоса препятствий, по которой нас провели герои репортажа – Люба и ее мама, Светлана Седикова.

К слову, о самих колясках: инвалидам с заболеванием ДЦП их предоставляют бесплатно, из средств Фонда соцстрахования. Но – только раз в пять лет. Если же транспорт выходит из строя раньше или ломается, никаких компенсаций из бюджета не предусмотрено. Поэтому мама купила Любе вторую коляску «с рук»: первая не отслужила положенный срок. Кроме того, найти детали или просто починить колесо – тоже целая проблема: ни одна «шиномонтажка» не берется за работу, это сложно и нерентабельно.

Так или иначе, мы выходим, наконец, из подъезда: спуск ведет сразу на проезжую часть, прямо «под колеса». Тротуарной дорожки от подъезда, нет – хотя проложить ее не составляет большого труда. Приходится идти вдоль проезжающих машин, а иногда – «затаскивать» коляску на тротуар.

Говорить о «доступности» тротуаров не приходится: фото говорят сами за себя. Волжанки часто жалуются, что город не предназначен для того, чтобы ходить на каблуках. Но на инвалидной коляске идти по таким дорогам во сто крат тяжелее.

День гуляем – три отходим! – говорит Светлана Седикова. – «Спасибо» большое дорожникам: они даже бордюры не соизволили опустить до положенных по СНиПам 15 сантиметров. В итоге, мы вынуждены идти по ямам, корячиться и убивать коляски, которые покупаем за свой счет.

Или, другая проблема: дорожка к ТЦ «Идея», которой нет. За нее Светлана Седикова «воюет» с властями еще с 2015 года. Идти в магазин приходится прямо по проезжей части: зимой здесь грязь и лужи по колено.

Машины снуют: никто не ждет, когда ты раскорячишься. Или обольют грязью, или еще хуже – собьют, – комментирует мама Любы. – Для города – это копейки. Может, уже хватит оплачивать фонтанчики у администрации и привозить дорогих звезд? Пора привести город в порядок!

Торговый центр «Идея» доступен Любе только на 1 этаже: на эскалаторе не подняться, лифта нет. В продуктовый магазин сходить можно, а вот за одеждой – уже нет.

Еще хуже обстоит дело с небольшими магазинчиками и павильонами: если, например, во время прогулки захотелось купить мороженого или воды. Такой «пандус» могли поставить только чтобы поиздеваться над мамами с колясками и инвалидами.

Близлежащие муниципальные учреждения для Любы тоже недоступны: комплексный молодежный центр «Юность» не оборудован для маломобильных горожан. Расположенный неподалеку от него центр для инвалидов, помещение которого передали «Эвересту», сегодня также никто не спешит восстанавливать.

Посмотрели, вздохнули, пошли дальше. Нам туда путь заказан, – сокрушается Светлана.

Дальше у нас – пешеходные переходы и транспорт (автобус и такси).

Переход напротив ТЦ «Идея» на площади Труда оказался как нельзя более наглядным: с одной стороны съезд для коляски сделан, а на другой – о пандусе просто забыли! В итоге, зеленый свет для пешеходов уже давно закончился, а мама затаскивает Любу с проезжей части «на руках». И таких примеров по городу – предостаточно.

Новые низкопольные автобусы, закупленные МУП «Волжская автоколонна № 1732», оборудованы откидными пандусами для колясок. Но на деле, по словам Светланы Седиковой, не любой водитель «разбегается» выходить и раскладывать такой пандус.

Кроме того, съездов с бордюра зачастую нет, и колеса коляски просто застревают в «ловушке» между пандусом и тротуаром, если автобус подъехал слишком близко к остановке.

В поликлинику мама возит дочь на такси: во-первых, до недавнего времени парка низкопольных автобусов в Волжском не было. Да и сейчас попасть из 9 микрорайона в больницу имени Фишера можно только на «единичке» с бульвара Профсоюзов – а вот с улицы Химиков уже не уехать.

Вызываем такси: опять же, не каждый водитель возьмет заказ, поскольку нужен большой и пустой багажник, в который можно сложить коляску. Но нам везет с таксистами: они не только приезжают, но и помогают посадить Любу и уложить ее транспорт. Впрочем, и тут не без сложностей: во время сборки/разборки коляски теряются мелкие детали, весь процесс отнимает много сил и времени.

Вход в городскую поликлинику оборудован покатым пандусом, здесь все хорошо. Глядя на уставшую маму, мы решили немного помочь и покатить коляску с Любой до медучреждения: это, действительно, очень тяжело и непросто.

Лифт в поликлинике есть, но он неудобный, узкий и постоянно защемляет коляску: на этот раз Люба записана на прием к невропатологу на 4 этаже.

После посещения врача отправляемся, наконец, домой – так же на такси: сил на автобус уже просто не остается.

Такие марш-броски даются Любе непросто: по словам мамы, полноценного лечения дочь не получает уже 10 лет. Соответственно, состояние здоровья девушки за это время сильно ухудшилось. За эти годы Светлана Седикова написала десятки писем во всевозможные инстанции – начиная от местных чиновников и депутатов и заканчивая Минздравом, Администрацией Президента и некоммерческими фондами.

Нам пришлось очень много добиваться, начиная с жилья и продолжая лечением, протезированием – например, ботинки с металлическими пластинами, которые в Волгограде не делают. Сейчас мы все чаще болеем, да и руки опустились от этих бесконечных отписок на всех уровнях, – говорит Светлана.

Проблема в том, что в Волгоградской области нет центров реабилитации для ДЦП-шников. Пройти лечение можно только в единственном центре реабилитации для колясочников в России «Преодоление», который находится в Москве. Но месячный курс лечения стоимостью 370 тысяч рублей семье, увы, не по карману. За счет средств федерального бюджета пройти лечение в этом центре могут только москвичи. В Миннздраве РФ волжанам Седиковым прямым текстом ответили: «Вопрос прохождения курса реабилитации может быть решен за счет средств бюджета Волгоградской области».

Конечно, таких «заоблачных» денег ни у города, ни у области нет – ведь это не Чемпионат мира по футболу, не помпезное открытие новых дорог и стадионов. Но обеспечить условия для проживания инвалидов и создать ту самую доступную среду – не только в силах, но и в компетенции местной власти.

Любой ДЦП-шник скажет вам: бассейн – это лечение номер один. Но мы не можем даже поддерживать состояние здоровья Любы и ходить в бассейн, потому что он не оборудован для инвалидов, – говорит Светлана Седикова.

Интересно, что чиновники, по-прежнему, убеждают волжан: единственный городской бассейн на базе МУП «Центральный стадион» вполне годится для пребывания в нем инвалидов-колясочников.

Бассейн для «колясочников» – лечение №1

«Малая чаша бассейна оборудована подъемником для обеспечения возможности проведения занятий с детьми-инвалидами с поражениями опорно-двигательного аппарата», – следует из ответа мэрии Волжского на редакционный запрос.

Добавим, чиновники обещают заложить средства на адаптацию «плавательной» среды для маломобильных лиц только в 2019 году. Насколько доступным станет спортобъект для колясочников, какие работы там проведут и смогут ли инвалиды полноценно посещать бассейн – станет известно только через год.

А пока волжане с заболеваниями ДЦП, по-прежнему, лишены главного и самого действенного лечения – плавания – и вынуждены находить себе дело по душе в четырех стенах. Потому что город, как выяснилось, тоже не располагает к прогулкам на инвалидной коляске.

Но Люба не унывает: она дистанционно окончила Московский народный университет искусств по специальности фото- и видеоискусства и даже пробует завести свой ютуб-канал. Кроме того, девушка живо интересуется вопросами экологии и, вообще, – неравнодушна к проблемам родного города. А вот праздники для инвалидов, которые «напоказ» устраивает местная администрация (подробнее...), Люба не приветствует: по ее мнению, лучше бы власти «просто взяли отсыпали дорожку до магазина «Идея».

Екатерина Герасимова
Среда, 30 мая 2018 13:35:29