Наталья Никитина: «Работая кондуктором, не перестаю удивляться людям»


© Волжский.ру

Любой человек хотя бы раз в жизни пользовался общественным транспортом. Заходя в автобус или трамвай, мы привыкли встречать кондуктора – человека, который принимает оплату за проезд и отлавливает безбилетников. Однако в некоторых городах вместо кондукторов в общественном транспорте ставят автоматические турникеты, из-за чего эта профессия вскоре может просто исчезнуть.

Волжский.ру решил узнать, каково работать кондуктором автобуса, и может ли случиться, что в будущем эта профессия прекратит существовать. Мы познакомились с почетным ветераном производства Волжской автоколонны № 1732 Натальей Никитиной, работающей кондуктором более 20 лет, и расспросили её о плюсах и минусах профессии.

Рабочий день кондуктора начинается в 5 часов 23 минуты. Но для того, чтобы собраться на работу, Наталья просыпается гораздо раньше, её никак нельзя назвать «совой».

С утра до автоколонны кондукторов довозят дежурные автобусы. Не все кондуктора выходят на линию в это время. Некоторые работают во вторую смену. Например, с семи часов вечера, − объясняет женщина. − Мой рабочий день длится почти 12 часов. Я заканчиваю работать в 18 часов 40 минут.

Наталья рассказала, что ее основной маршрут - № 14. Это один из самых популярных маршрутов у пассажиров. В будний день по маршруту двигаются 30 автобусов, в субботу – 25, а в воскресенье – 20.

В день мы вместе с водителем делаем по 14-16 рейсов. Проезжаем около 200 километров. На каждой карте маршрута есть свой план количества пассажиров и суммы проданных билетов. За рейс можно продать 70 билетов, а можно и 10. Все зависит от времени, погодных условий и в какую сторону едем, − поделилась с нами Наталья.

Самое большое количество пассажиров, по словам Натальи, едут на автобусе утром с 7.00 до 8.00 часов. С 38 микрорайона в старую часть города едут ученики, студенты и те, кто спешат на работу. Вечером пассажиропоток движется в обратном направлении.

Пассажиры не всегда бывают улыбчивы и приветливы по отношению к кондуктору, но Наталья считает это издержками профессии.

Свои плюсы и минусы есть на каждой работе. Мне очень нравится общение с людьми. За 22 года работы кондуктором, кажется, что я стала немножко психологом. Хотя не перестаю удивляться людям. В автобусе случается разное, особенно с нетрезвыми пассажирами, − призналась женщина.

По словам Натальи, ей приходилось оказывать первую медицинскую помощь и вызывать «скорую» для пассажиров. В автобусе с людьми случались эпилептические припадки, некоторые теряли сознание.

В таких случаях автобус останавливается. Водитель выводит всех пассажиров и пересаживает их на другой автобус. Они едут по тем же оплаченным билетам на другом транспорте. А мы остаемся до приезда «скорой» с пассажиром, − рассказала кондуктор.

В дороге Наталья рассказала, что в детстве не мечтала быть кондуктором. Её часто укачивало в общественном транспорте.

Я окончила техникум по специальности юрисконсульт. Пыталась найти работу по профессии, даже устроилась в одну организацию секретарем. Но в 90-е годы зарплату нигде не платили, а без опыта работы никуда не брали. В автоколонне таких проблем не было, поэтому устроилась работать кондуктором, постепенно втянулась, − вспоминает Наталья. – Родственники не верили, что я смогу выдержать такую работу. Раньше просыпалась максимум к 9 часам утра, а на работу надо было к 5 часам. Пришлось привыкнуть.

Женщина говорит, что работать кондуктором сможет коммуникабельный человек, который умеет быстро считать в уме и может выдержать постоянные поездки в транспорте. По словам Натальи, у новичков часто возникают проблемы со свободным передвижением по автобусу.

Я хожу в автобусе на немного согнутых ногах и могу не держаться за поручни. У меня уже выработалась привычка к постоянному движению. Да, и раньше кондукторам приходилось бегать намного больше, − рассказывает женщина.

Наталья считает, что современные автобусы намного лучше автобусов ЛиАЗ и «Икарус».

В транспорте есть специальное место для инвалидов, куда спокойно заезжает инвалидная коляска. Автобус опускается для удобства, чтобы маме с коляской было проще заехать. Прогресс идет вперед. Мамам с маленькими детьми и инвалидам стало гораздо удобнее, − высказалась кондуктор.

После четырех рейсов с утра у Натальи есть обеденный перерыв в течение часа. Затем автобус № 14 вместе с экипажем выезжает еще на шесть рейсов, прежде, чем приехать на второй перерыв. У водителей и кондукторов есть специальный вагончик, где они обедают. По словам Натальи, не у всех экипажей есть два обеда, у некоторых обед трехчасовой, но один.

Все сделано для удобства пассажиров. Если бы все ушли обедать в одно и тоже время, автобусов на линии бы не осталось, − рассказывает Наталья.

Во время рейса к кондуктору часто подходят пассажиры, которые показывают свои проездные билеты. Наталья самостоятельно подходит к тем, кто уходит от нее в другой конец автобуса. Проехать «зайцем» в автобусе не получится.

Раньше я старалась становиться в начале или в конце автобуса. Сейчас слежу за тем, сколько человек зашло. Некоторые кондукторы запоминают отдельные части одежды. Конечно, у нас немного снизился пассажиропоток, поэтому запоминать стало проще. У многих волжан появился свой личный транспорт, − рассказала Наталья. – Да, и сейчас стало намного меньше тех, кто хочет проехать на автобусе, не заплатив за проезд. В основном, это школьники, которые купили лишнюю булочку в столовой и потратили деньги на проезд. Конечно, выгонять из автобуса детей, тем более, в зимнее время я не буду. Да и драться со взрослыми людьми тоже. Со всеми пытаюсь говорить по-доброму.

Отрывая билет, кондуктор часто замечает, что многие пассажиры считают цифры. Женщина улыбается, вспоминая разные случаи, когда ей приходилось видеть, как пассажиры реагировали на «счастливый» билет.

У «счастливого» билета должна совпасть сумма первых трех цифр и последних. Таких билетов в катушке может быть немного. Но мы знали такого пассажира, которому постоянно по дороге на работу попадался «счастливый» билет, – говорит кондуктор.

Проезд в автобусе стоит сейчас 20 рублей. По словам Натальи, у нее есть план суммы, которую нужно привезти в конце дня. От выполнения плана зависит ее премия к зарплате.

Сегодня у меня план − 700 рублей за один рейс. То есть за 14 рейсов, мне нужно собрать 9800 рублей. Но на всех картах маршрута план индивидуальный. Учитывается и то, что в летний период на автобусе едут больше дачников с проездными, соответственно привозимая сумма становится меньше.

Наталья считает, что для Волжского она зарабатывает нормально. Как кондуктор первой категории с большим стажем работы, вместе с надбавками и премиями она получает около 20 тысяч рублей. Сдать экзамен на присвоение первой категории, может кондуктор, который год отработал с выполнением плана и без финансовых нарушений.

Заканчивая свой рабочий день, Наталья возвращается домой на автобусе, так как считает этот вид транспорта самым удобным и безопасным. После двух рабочих дней у кондуктора идут два выходных, в которые она старается отдыхать по-разному: играет в боулинг вместе с сестрой и племянницами, занимается вышиванием.

На пенсию я выйду в 60 лет. Для кондукторов нет никакого снижения пенсионного возраста, − рассказала Наталья. − У водителей автобусов снижение пенсионного возраста есть: вместо положенных по новому закону 65 лет, водитель становится пенсионером в 60 лет.

Но пока Наталья о пенсии не думает, как и с трудом представляет, куда она может пойти работать, если профессии кондуктор не станет.

Да, прогресс идет вперед. Многие города отказались от кондукторов, вместо нас ставят турникеты в транспорте. В Волжском на некоторых маршрутах тоже запускают автобусы без кондукторов, − говорит Наталья. − Конечно, спрогнозировать останется ли моя профессия в будущем, я не могу. Пока я не задумываюсь об этом. Ведь много лет я отработала именно на этой работе.

Ирина Тимофеева
Пятница, 25 января 2019 14:50:59