Правовой Консультант #425


Фото из архива. © Волжский.ру

Представляем 425 выпуск рубрики «Правовой Консультант». В этом выпуске: какова ответственность организации за сохранность вещей, оставленных посетителями в отведенных для этого местах?

Ответы подготовлены специалистами компании «Инженеры информации» с помощью справочно-правовой системы КонсультантПлюс.

ВОПРОС: Подскажите, пожалуйста, несет ли организация ответственность за сохранность вещей, оставленных посетителем?

Организация возмещает убытки при утрате или повреждении вещей посетителя, оставленных в отведенном для этого месте. Если посетитель не забрал свои вещи из указанного места, то организация несет ответственность лишь при наличии с ее стороны умысла или грубой неосторожности. В некоторых случаях, например, за сохранность ценных вещей в отделениях для хранения одежды, организация ответственности не несет.

Наиболее часто вопрос об ответственности организации за сохранность вещей, оставленных посетителями в отведенных для этого местах, возникает в отношении кафе, ресторанов и иных организаций общественного питания. Данные организации вправе устанавливать на своей территории правила поведения, не противоречащие законодательству РФ, в том числе запрещать посетителям находиться в организациях в верхней одежде. При этом на правоотношения между сторонами распространяется в том числе законодательство о защите прав потребителей (преамбула, ст. 1 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1515).

Вопрос об ответственности организации в случае оставления вещей в гардеробе в настоящем материале не рассматривается.

Кто несет ответственность за сохранность вещей посетителей

Организация, не располагающая гардеробом, но имеющая места, специально отведенные для хранения вещей посетителей, обязана принять все меры для обеспечения сохранности вещей, оставляемых без сдачи их на хранение (п. 1 ст. 891, п. 2 ст. 924 ГК РФ).

Факт наличия в организации мест, предназначенных для хранения верхней одежды, головных уборов, зонтов и иных подобных принадлежащих посетителям вещей, является офертой. Оборудуя места для хранения вещей посетителей (например, устанавливая в обеденном зале вешалки для верхней одежды), организация тем самым предлагает посетителю воспользоваться услугой безвозмездного хранения его вещей на время получения оказываемой организацией услуги (например, услуги общественного питания в ресторане). Посетитель же, оставляя свои вещи в отведенном для этого месте (например, верхнюю одежду на вешалке), принимает предложенную услугу. С этого момента организация несет ответственность за утрату или повреждение вещей посетителя, оставленных в отведенном для этого месте (п. 3 ст. 438, п. 2 ст. 924 ГК РФ; Апелляционное определение Московского городского суда от 12.12.2017 по делу N 33-48250/2017).

Однако в судебной практике существует и иная позиция в отношении вопроса, признаются ли вешалки в кафе, ресторанах и т.п. специально отведенными для хранения вещей местами. Согласно данной позиции оставление вещи, например, на вешалке в помещении кафе не свидетельствует о том, что между сторонами заключен договор хранения и организация приобрела обязанность по хранению соответствующей вещи (Апелляционное определение Московского городского суда от 14.12.2015 по делу N 33-46820/2015).

Если посетитель покинул заведение, а свои вещи из отведенного для хранения места не забрал, то организация отвечает за утрату или повреждение его вещей лишь при наличии со стороны организации умысла или грубой неосторожности (ст. 901 ГК РФ).

Каков порядок возмещения убытков посетителю

При безвозмездном хранении убытки, причиненные посетителю, возмещаются (п. 2 ст. 902 ГК РФ):

1) за утрату и недостачу вещей - в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;

2) за повреждение вещей - в размере суммы, на которую понизилась их стоимость.

Если в результате повреждения вещи ее качество изменилось настолько, что она не может быть использована по своему назначению, посетитель вправе от нее отказаться и потребовать от организации возмещения стоимости этой вещи, а также других убытков, если иное не предусмотрено законом (п. 3 ст. 902 ГК РФ).

Это означает, что в случае, если оставленная посетителем в специально отведенном для этого месте вещь (верхняя одежда, головной убор, иная аналогичная вещь) пропадет (например, будет украдена), пока посетитель получает предоставляемую организацией услугу, организация обязана возместить посетителю полную рыночную стоимость (на дату происшествия) пропавшей вещи. Если вещь будет испорчена (например, на верхней одежде появится пятно), но не утрачена полностью, хранитель должен возместить разницу между рыночной стоимостью вещи до ее повреждения и рыночной стоимостью вещи после повреждения.

Если же вещь будет испорчена настолько, что потеряет свои потребительские свойства, посетитель вправе отказаться забирать поврежденную вещь и может потребовать от организации, в частности, выплатить ему рыночную стоимость такой вещи (п. п. 2, 3 ст. 902 ГК РФ).

Следует отметить, что в случае удовлетворения судом требований потребителя, которые не были выполнены организацией добровольно, суд взыскивает с последнего штраф в размере 50% присужденной потребителю суммы независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1; п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).

ООО «Инженеры информации»

• продажа и обслуживание справочной правовой системы КонсультантПлюс;

• подписка на журнал для бухгалтера «Главная книга»;

• семинары-тренинги по бухгалтерскому учету и налогообложению.

Волжский, ул. Карбышева 76, офис 824-826

(8443) 25-57-83, 38-68-25 mail@enginf.ru, b2b34.ru

Хотите быть в курсе всех изменений законодательства и узнавать обо всех новостях раньше других? Тогда подписывайтесь на телеграм-канал: https://t.me/b2b34

Вы же относитесь со всей серьезностью к своей работе? И не хотите совершить ошибку, которая помимо нервов, будет стоить еще и внушительной суммы денег. Тогда вам точно стоит подписаться: https://t.me/HozBezopasnost

Вторник, 21 февраля 2023 08:00:08