Фото из архива. © Волжский.ру
Представляем 332 выпуск рубрики «Правовой Консультант». В этом выпуске: Что делать, если отказали в гарантийном ремонте товара.
Ответы подготовлены специалистами компании «Инженеры информации» с помощью справочной правовой системы КонсультантПлюс.
ВОПРОС: Подскажите, что делать, если отказали в гарантийном ремонте товара?
В случае отказа в гарантийном ремонте потребитель вправе, в частности, потребовать заменить товар либо возвратить уплаченную за него сумму. Кроме того, в случае отказа в гарантийном ремонте можно обратиться в Роспотребнадзор, а также в суд.
Обращение к продавцу за осуществлением гарантийного ремонта
В случае обнаружения в течение гарантийного срока в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, потребитель вправе в том числе потребовать от продавца, изготовителя, импортера, организации или индивидуального предпринимателя, уполномоченных на осуществление ремонта, незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара, то есть провести гарантийный ремонт (абз. 5 п. 1, п. п. 2, 3 ст. 18 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
Справка. Гарантийный срок
Гарантийный срок - период, устанавливаемый изготовителем или продавцом (если гарантийный срок не установлен изготовителем), в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования покупателя, связанные с недостатками товара (п. п. 6, 7 ст. 5, п. 6 ст. 18 Закона N 2300-1; п. 2 ст. 470 ГК РФ).
При приемке от потребителя товара с недостатками в случае необходимости проводится проверка качества товара, в которой потребитель вправе участвовать (абз. 2 п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1).
Гарантийный ремонт должен быть произведен в сроки, определенные в письменной форме соглашением сторон (но не более 45 дней). Если такое соглашение не заключено, то ремонт проводится незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для его проведения (п. 1 ст. 20 Закона N 2300-1).
В случае если недостатки товара не будут устранены в этот срок, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, в частности отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать от продавца возврата уплаченной за товар суммы (п. 4 ст. 503 ГК РФ; п. 1 ст. 18, п. 2 ст. 23 Закона N 2300-1).
Стоит отметить, что вместо устранения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация (уполномоченный ИП), импортер вправе заменить товар с недостатками на новый полностью идентичный товар. Такой способ устранения недостатков не будет являться нарушением прав потребителя (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2019 N 32-КГ18-33).
Отказ в проведении гарантийного ремонта может быть обжалован потребителем в судебном порядке.
Предъявление претензии продавцу в связи с отказом в гарантийном ремонте
Если взаимодействие потребителя с продавцом (изготовителем), уполномоченной организацией (уполномоченным ИП), импортером по вопросу проведения гарантийного ремонта осуществлялось исключительно в устной форме и у потребителя отсутствуют какие-либо доказательства его обращения с требованием об устранении недостатков товара (заявление и (или) претензия об устранении недостатков с отметкой о приеме, акт приема-передачи товара с подписью принявшего товар лица, отказ в письменной форме о проведении гарантийного ремонта и иные документы), то потребителю целесообразно обратиться к продавцу (изготовителю), уполномоченной организации (уполномоченному ИП), импортеру с письменной претензией (пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ; Информация Роспотребнадзора от 07.12.2016).
В претензии следует указать: данные продавца (наименование, место нахождения, иную контактную информацию); ваши Ф.И.О., адрес, телефон, иную контактную информацию; наименование товара; время и место его приобретения; способ оплаты; обнаруженные недостатки и обстоятельства их обнаружения; требование о проведении гарантийного ремонта.
Рекомендуем приложить к претензии копии документов, подтверждающих покупку товара и его оплату.
Рекомендуем подготовить два экземпляра претензии. Желательно, чтобы на одном из них лицо, принявшее претензию, проставило свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия претензии и печать продавца (при наличии). Этот экземпляр претензии оставьте себе в подтверждение вашего обращения к продавцу.
При отказе продавца принять претензию или проставить на втором ее экземпляре отметку о приеме рекомендуем направить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, что позволит подтвердить обращение к продавцу с претензией (пп. "б" п. 10 Правил, утв. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234).
Обращение в Роспотребнадзор
При отказе лица, на которое законом возложена обязанность устранить недостатки, в проведении гарантийного ремонта, а также в случае неполучения ответа от такого лица в течение 45 дней с даты получения претензии потребитель вправе подать жалобу в Роспотребнадзор (ст. 40 Закона N 2300-1; п. п. 3, 5, 7 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 N 412; абз. 3 п. 26 Административного регламента, утв. Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764; п. 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
Жалоба может быть направлена как в письменной форме на бумажном носителе, так и в электронной форме (п. 1 ст. 42.3 Закона N 2300-1).
В жалобе необходимо указать:
• наименование товара и обстоятельства его приобретения;
• сведения об обнаруженных недостатках;
• сведения об отправителе (Ф.И.О., адрес места жительства, номер телефона, адрес электронной почты);
• информацию о предпринятых действиях для устранения недостатков;
• сведения об организации (ИП), которой направлялась претензия с требованием устранить недостатки (точное наименование организации (Ф.И.О. ИП), адрес, ИНН и/или ОГРН (ОГРНИП), если они известны);
• результат обращения к продавцу (отказ в проведении гарантийного ремонта).
К жалобе необходимо приложить документы, подтверждающие изложенные в ней обстоятельства.
Жалоба потребителя может послужить основанием для проведения органом Роспотребнадзора внеплановой проверки и привлечения виновного в нарушении прав потребителя лица к ответственности, а также к вынесению предписания об устранении выявленных нарушений (п. 5.12 Положения N 322; пп. 2 п. 26, пп. 3 п. 68 Административного регламента N 764; п. 10.1 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роспотребнадзора от 24.03.2010 N 103).
Обратите внимание! В 2020 г. проведение проверок в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей ограничено. Внеплановая проверка предусмотрена, например, в случае причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и согласования ее проведения органами прокуратуры (ч. 1.1 ст. 26.2 Закона N 294-ФЗ; п. п. 1 - 3 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438).
Обращение с иском о защите прав потребителя в суд
Если продавец не ответил на вашу претензию или отказал в проведении гарантийного ремонта, вы можете обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя.
Обратите внимание! В связи с коронавирусной инфекцией работа судов осуществляется с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации. Порядок работы рекомендуем предварительно уточнить (п. 1 Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316).
Если претензионные требования не будут удовлетворены нарушителем добровольно, то при удовлетворении иска суд помимо возмещения убытков взыскивает в пользу потребителя неустойку за несвоевременное удовлетворение требований потребителя в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки и штраф в размере 50% от присужденной судом суммы за несоблюдение удовлетворения требований потребителей в добровольном порядке (п. 6 ст. 13, п. 1 ст. 23 Закона N 2300-1; пп. "а" п. 32, п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
Исковое заявление в защиту прав потребителя подается по выбору истца в суд (п. 2 ст. 17 Закона N 2300-1; ч. 7 ст. 29, ст. 32 ГПК РФ):
• по месту нахождения организации-ответчика (если ответчиком является ИП - месту его жительства);
• по месту жительства или пребывания истца;
• по месту заключения или исполнения договора;
• по месту нахождения филиала или представительства организации (если иск вытекает из деятельности филиала или представительства организации);
• в соответствии с условиями заключенного сторонами соглашения о подсудности.
Если размер исковых требований не превышает 100 000 руб., иск подается мировому судье, если цена иска более 100 000 руб. - в районный суд (п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ).
При удовлетворении иска суд может также полностью или частично взыскать с продавца заявленные судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя (за исключением оплаты услуг представителя общества по защите прав потребителей), почтовые расходы, связанные с производством по делу (ч. 1 ст. 88, ст. 94, ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ; п. п. 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1; п. 1 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020).
Истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1; пп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 НК РФ).
ООО «Инженеры информации»
• продажа и обслуживание справочной правовой системы КонсультантПлюс;
• подписка на журнал для бухгалтера «Главная книга»;
• семинары-тренинги по бухгалтерскому учету и налогообложению.
Волжский, ул. Карбышева 76, офис 824-826
(8443) 25-57-83, 38-68-25 mail@enginf.ru, b2b34.ru