«Золотой» мусор для предпринимателей: как не платить за воздух?


Фото из архива. © пресс-служба администрации Волжского

С 1 января 2019 года в России вступили в силу поправки «мусорной» реформы, по всей стране заработали монополисты – региональные операторы по обращению с ТКО. В Волгоградской области регоператором стало ООО «Управление отходами – Волгоград».

В соответствии с законодательством и данными на сайте мусорного регоператора, компания монопольно обеспечивает «комплексное решение вопросов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на всей территории Волгоградской области». То есть это сбор, вывоз и размещение ТКО на специализированных полигонах. Жители региона, конечно, помнят с какого коллапса началась работа регоператора в январе прошлого года – мусор практически не вывозился, зато плата исправно начислялась (подробнее...).

Сегодня вопрос с вывозом мусора для физических лиц благополучно разрешен. Более того, с 1 января 2020 года тариф на вывоз мусор сокращен на 7,8% и теперь составляет 105,91 рубля с человека. Чего, увы, не скажешь о предпринимателях. Они оказались настоящими заложниками не вполне добросовестной работы регоператора, а также явных законодательных недоработок.

По закону, абсолютно все ИП и юридические лица (от крупных предприятий до самых мелких предпринимателей и объединений) обязаны заключить договор с регоператором на вывоз ТКО. Казалось бы, в чем тут проблема?! Договор заключить очень просто – он является публичной офертой. Просто пишете запрос, предоставляете документы и через две недели он вступает в силу.

Чтобы узнать, как на самом деле обстоят дела и почему предприниматели вынуждены месяцами обивать пороги офиса мусорной компании в Волгограде, Волжский.ру расспросил эколога Наталью Круглову. Оказалось, что предлагаемые предпринимателям нормативы, мягко говоря, не вписываются ни в какой здравый смысл и могут обернуться настоящим разорением. Например, гостиницы должны платить за мусор исходя из количества койкомест, причем, без учета того, заняты они или пустуют. Учреждениям торговли плату за мусор начисляют из расчета общей торговой площади. Для ГСК и стоянок тариф на ТКО считают по машиноместам.

– Больше всего страдают мелкие предприниматели и объединения, такие как гостиницы, ГСК, стоянки, автомастерские, небольшие магазины, а также муниципальные учреждения культуры и спорта. А для СНТ, например, частой картиной является выставление счетов, тогда как фактически машина не приезжает, – делится случаями из своей практики Наталья Круглова.

Тут также важно понимать, что далеко не все отходы являются ТКО. К твердым коммунальным отходам, согласно ответу Росприроднадзора, относятся всего несколько десятков позиций мусора. В частности, это бытовые отходы, мусор, образуемый от уборки территорий и прочие неопасные отходы. Много бытового мусора произведет автомобиль, оставленный в гараже или на стоянке на ночь?

важно понимать, что далеко не все отходы являются ТКО

Отходы же, загрязненные машинным маслом, автопокрышки и много другого мусора относится уже к совсем другому виду отходов. Для их вывоза природопользователи могут заключать договоры с другими компаниями, которым платят лишь за фактически вывезенные объемы.

Более того, с января 2018 и 2019 годов вступили в силу отдельные пункты Распоряжения Правительства РФ от 25 июля 2017 года № 1589-р, которым утвержден перечень отходов, подлежащих переработке (бумага, ПВХ, стекло, металлолом и т. д.). Их захоронение на полигонах запрещается.

Разница между начисленным нормативом и фактическим накоплением составляет десятки, а то и сотни раз! Для многих мелких организаций это неподъемные суммы. Но у юрлиц есть выбор - по закону, они могут внести в договор пункты о начислении платы за вывоз ТО по фактическому накоплению отходов. Регоператору это, очевидно, невыгодно. Именно поэтому целому ряду предпринимателей приходится месяцами добиваться справедливости в волгоградском офисе мусорного монополиста.

Процедура длительная и затратная. Чтобы заключить договор на вывоз ТКО по фактическим объемам, природопользователю необходимо обзавестись контейнером и оборудовать контейнерную площадку, проходящую по установленным стандартам и зарегистрированную в реестре в КЖД. Затем нужно собрать пакет документов и обратиться в ООО «Управление отходами – Волгоград».

– В течение 2019 года вся работа экологов сводилась к заключению договоров с регоператором. В центральный офис съезжаются люди со всей области, – делится Наталья Круглова.

Лично ехать в Волгоград и добиваться правды, по словам эколога, приходится потому, что на звонки и почтовые отправления регоператор просто не реагирует. Дозвониться по единому номеру 8-800-350-4348 невозможно. Можно длительное время дожидаться связи со специалистом, однако это лишь трата времени.

современная модель обращения с отходами требует серьезной законодательной доработки

Ярким примером упорной борьбы за свои права стал опыт ГСК «Юпитер» в Волжском. Председателю по почте от регоператора пришел договор на вывоз ТКО, естественно, по нормативу – на 1000 человек (гаражей). При этом, по словам председателя ГСК Владимира Абысова, документ был датирован 26.09.2019 года.

– Я узнал, что для заключения договора по фактическому накоплению нужно зарегистрировать контейнерную площадку, и подал необходимые документы. Регоператору документы были отправлены 14 ноября прошлого года. Тем временем они успели выставить мне счет с 1 января 2019 года. Хотя фактически услуга по вывозу ТКО не оказывалась: машины за мусором не приезжали, актов выполненных работ нет, – рассказывает Владимир Иванович.

На всю процедуру «обивания порогов» и отстаивания своих прав у председателя ГСК ушло два месяца. Буквально на днях ему сообщили, что документы, наконец, приняты, но еще не подписаны.

– Мы подсчитали, что по нормативу машина приезжает 3 раза в неделю, а по факту нужно 1 раз в квартал. Многие мои коллеги сейчас в панике, они не знают, что делать. Всем советую бросать все дела и заниматься документами, – поделился Владимир Абысов.

Некоторым муниципальным учреждениям, норматив которым насчитывают по числу посетителей (!), удается добиться правды с помощью УФАС (подробнее...). Но их единицы.

Реформирование системы обращения с отходами изначально имеет весьма благие цели - она направлена на сокращение захороняемых отходов и вовлечение их во вторичный оборот. И в Волжском сегодня существуют организации, которые этим занимаются, работа с которыми вполне понятна для природопользователя. Однако современная экологически безопасная модель обращения с отходами совершенно «сырая», она требует внимания законодателей и серьезной доработки. А тем временем ее заложником остается мелкий и средний бизнес, являющийся основой развития экономики.

Четверг, 16 января 2020 10:00:10