Сергей Яковлев: «Я не могу говорить без волнения о Ленинграде»


© Волжский.ру

Накануне, 27 января, по всей России отмечают 75-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. За время блокады от голода и лишений погибло более 630 тысяч ленинградцев.

На сегодняшний день в Волжском, по информации общественной организации «Защитники и жители блокадного Ленинграда», проживают 2 защитника Ленинграда и 20 блокадников.

Больших мероприятий в Волжском, посвященных 75-летию снятия блокады Ленинграда, не проводилось. Но в Центральной городской библиотеке состоялась встреча с ветеранами и студентами-первокурсниками Волжского политехнического техникума.

Мероприятие проводилось в форме «живого общения»: в начале молодым людям показали презентацию о снятии блокады, затем дали слово ветеранам, эвакуированным детьми из осажденного города. Ветераны принесли для студентов наглядное пособие – норму хлеба, которую выдавали ленинградцам во время блокады.

Единственный пришедший на мероприятие защитник Ленинграда 95-летний Сергей Яковлев попытался рассказать о том времени, что ему пришлось пережить, но организаторам встречи пришлось прервать ветерана. Студентам нужно было идти на первую пару. Мероприятие, которое длилось в течение часа, завершилось минутой молчания. Первокурсники подарили ветеранам гвоздики и ушли.

Волжский.ру решил остаться и послушать, о чем все-таки хотел рассказать защитник блокадного Ленинграда. Оказалось, что Сергей Яковлев не только участвовал в прорыве блокады Ленинграда, но и командовал отделением разведки при освобождении Карельского перешейка и Выборга, в Венгрии, Австрии и Чехословакии. Несмотря на свой почтенный возраст ветеран помнит многие детали того времени. Он воевал в должности командира расчета, а после разведки - в 534-м гвардейском Выборгском минометном полку. Пережить «боевое крещение» 19-летнему Сергею Яковлеву пришлось в марте 1943 года в пригороде блокадного Ленинграда под Колпино в лощине у железной дороги перед селом Красный бор.

Несколько раз наши войска пытались взять село Красный бор, но все попытки были неудачные. Против нас была испанская «Голубая дивизия», − вспоминает Сергей Яковлев. − Тот снег, который был, уже растаял. Железнодорожные выемки и кюветы залило грязной водой, в них мы видели трупы животных, людей, остатки снарядов. Нам приходилось идти по грязи, тащить на себе тяжелые мины. Но самое страшное, что мы все были не «обстрелянными» новичками. Падали на землю, когда рядом просвистит пуля или боевой снаряд. У мин, которые мы переносили, имелись чувствительные взрыватели. При взрыве осколки разлетались на 6-8 метров. Офицеры предупреждали нас, чтобы мы шли тихо. Но нашу артиллерийскую дивизию все-таки услышали. Во время обстрела я не успел дойти до воронки и спрятаться, упал прямо на мину. К счастью, она не разорвалась. А уже на следующий день случился вражеский минометный налет.

По словам Сергея Яковлева, весь его полк во время боевой операции заболел дизентерией – инфекционным кишечным заболеванием. Военных отправили на лечение в Кировский район Ленинграда. Ветеран говорит, что Ленинград является единственным городом, о котором он не может вспоминать без волнения.

Когда я прибыл в сам Ленинград, увидел, что в городе оказались разрушены многие здания. Верхние этажи жилых домов со стороны линии фронта были разбиты. Было видно, куда попадали снаряды, − рассказывает Сергей Яковлев. – Я проходил мимо Нарвских Триумфальных ворот. В то время там находился ДОТ (долговременная огневая точка), стояла боевая пушка. Все нижние этажи здания, которые располагались рядом, были закрыты и превращены в крепость. У меня возникла мысль, что люди приготовились защищать город не на жизнь, а на смерть.

Затем полк оказался в обороне на Пулковских высотах. До января 1944 года у подножия этих возвышенностей, которые расположены к югу от Ленинграда, прошла линия фронта. 14 января началась Ленинградско-Новгородская наступательная операция. В составе 42-й армии минометный полк перешел в наступление на Красное Село и поселок Ропшу.

В это время на каждый квадратный километр было по 200 стволов различных боевых артиллерийских орудий. Минометы, боевые орудия «Катюши» и танки… Мы вели непрерывный огонь по немецкой позиции. Я не был на передовой, так как артиллерийские снаряды ставят позади, − говорит Сергей Яковлев. – Я следил за огнем и проверял, как наводчик выставляет прицел. Помню, что был крытый автомобиль с будкой, на которой находился рупор. Оттуда звучала песня «Вставай страна огромная!» перед тем, как пехота ринется в бой. Я много раз пытался написать об этом моменте в книге. Но для того, чтобы передать мои чувства, не находилось нужных слов. Таких слов просто нет.

Рядом с Ленинградом постоянно проходили бои и ликвидация окруженных войск противника. В феврале 1944 года советские войска продолжили наступление к югу. Сергей Яковлев вспоминает, что «гнать врага» пришлось на псковском направлении.

К началу блокады Ленинграда в городе имелись недостаточные по объёму запасы продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с жителями осажденного города оставалось Ладожское озеро. По словам Сергея Яковлева, в то время, когда он прибыл в Ленинград, продовольствие уже поступало в город. Но он до сих пор не может понять, как жители смогли выдержать блокаду.

Рабочие получали в день по 250 грамм хлеба, дети и служащие по 125 грамм. Военным выдавали в то время 1100 грамм хлеба, и нам этого не хватало, − признается Сергея Яковлев.

Ветеран вспоминает, что после снятия блокады Ленинграда он вместе со своими однополчанами участвовал в освобождении Карельского перешейка и Выборга в составе «Передового отряда 21-й армии». Кроме того, Сергей Яковлев был в числе тех, кто освобождал Венгрию, Австрию и Чехословакию. По его словам, не везде советских солдат встречали радостно, многие местные жители боялись своих освободителей.

Румыны скупо нас встречали, венгры были более приветливы и сдержанны. В пропагандистских материалах мы выглядели зверскими убийцами, возможно поэтому нас опасались, − рассказал ветеран.

Война для Сергея Яковлева завершилась позже мая 1945 года. Как разведчик, он участвовал в обезвреживании оставшихся групп сопротивления. Сергей Яковлев был демобилизован в марте 1947 года по собственному желанию курсантом 1-го Ростовского артиллерийского училища. Он был награжден юбилейными и памятными медалями: «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Ему объявили ряд благодарностей по приказу Верховного Главнокомандующего.

Во время блокады Ленинграда погибли более 630 тысяч человек

В послевоенное время он окончил без отрыва от работы 10-й класс вечерней школы, Волжский энергостроительный техникум, а также Московский заочный полиграфический институт. Он работал печатником в Среднеахтубинской районной и Волжской городской типографиях, а также заведующим производства, механиком, начальником и директором. Сергей Яковлев участвовал в строительстве Сталинградской ГЭС и более 25 лет был руководителем группы и конструктором на Волжском заводе электронно-вычислительной техники.

Сергей Яковлев рассказал, что после войны он бывал в Ленинграде и видел, как восстановили знакомый город. На настоящий момент его воспоминания о военном времени опубликованы в книге «Блокадники».

Пока я живой, могу говорить и ходить, мне хочется рассказать обо всем пережитом. Но я чувствую, что сегодня мои воспоминания никому не нужны, и гораздо проще всё прочитать в телефоне, − признался ветеран. − Для меня важно, чтобы память о моих однополчанах сохранилась.

Ирина Тимофеева
Понедельник, 28 января 2019 15:40:58