ГлавнаяСкоро в школу → Как помочь школе мотивировать ребенка

Как помочь школе мотивировать ребенка

Как помочь школе мотивировать ребенка

Если ученик не хочет делать домашнее задание и с неохотой идет на занятия, то вина за это в большой степени ложится на школу и на учителя. Можно, конечно, найти много оправданий. Это и большая нагрузка, и переполненность классов, слабая материальная база, без которой разнообразить уроки бывает сложно. Тем не менее мотивировать ребенка к обучению — первая и главная задача педагога. Будет желание — будет и результат.

Но что делать родителям, если школа не справилась со своей обязанностью в силу каких-то причин? Как повлиять на любимого сына или дочь? Рассмотрим варианты.

Пряник. За долгую педагогическую деятельность учителя слышат много раз, как родители побуждают своих детей получать хорошие отметки. Например, они предлагают систему денежных поощрений. У каждого взрослого эта схема своя. Кто-то оплачивает четверки и пятерки, а кто-то при этом штрафует за тройки и двойки. Оборот средств напрямую зависит от благосостояния семьи и представления родителей о том, сколько ребенку достаточно для его стимулирования.

Некоторые мамы и папы предлагают школьнику один дорогостоящий подарок в конце года или четверти. Разве получение крутого смартфона не заставит его переосмыслить свои задачи в обучении?! Такие ученики часто обращаются к учителю с просьбой не ставить плохую отметку, а то мама не купит желаемую «игрушку».

Кнут. Противоположный метод, связанный с наказанием. Здесь речь не идет о физическом насилии, ведь это недопустимо. Родители ставят цель и предупреждают, что, если она не будет достигнута, ребенок лишится какой-то вещи или какого-то занятия. В этом случае взрослые ничего не теряют, напротив, у них даже появляется повод посодействовать здоровью сына или дочери, так как месяц без компьютера — это благо для зрения и психики.

Увы, как показывает практика, подобные способы стимулирования не работают или же имеют кратковременный эффект, поскольку сами знания при этом не играют никакой серьезной роли, отношение к ним не меняется. Заинтересованность в успехе чисто материальная, но лень никуда не уходит, понимание необходимости знаний не возникает. Ребенок постепенно смиряется с тем, что у него какое-то время не будет компьютера или телефона или что он не получит дорогой подарок. В конце концов, будет день рождения, и ему все равно достанется что-то интересное, да и родители не всегда держат свое слово.

Что же может сработать?

  • Перевод в другой класс или школу. Порой причиной низкой мотивации является та среда, в которой школьник учится. Если сложилось так, что класс состоит из слабых учеников, а ориентированных на учебу называют ботаниками и откровенно презирают, то подросток, зависящий от мнения своего окружения, ни за что не станет тянуться к знаниям. Это под силу лишь очень сильным и цельным натурам. Оказавшись, напротив, в сильном коллективе, где что-то не выучить и не знать является позорным, мальчик или девочка вряд ли захотят быть белыми воронами и «заразятся» тягой к знаниям.
  • Этот совет связан с предыдущим, так как основывается на среде и примере окружающих. В современное время организовываются и проводятся специальные научные лагеря для подростков, куда съезжаются призеры и победители различных олимпиад по многим предметам. Летом в непринужденной обстановке они учатся, обмениваются опытом по освоению дисциплин, а также занимаются спортом и творчеством. Любому школьнику будет полезно увидеть, что существуют другие сверстники, не те, кто проводит все время за компьютерными играми или зависает в социальных сетях, а серьезные, целеустремленные, но при этом не скучные и общительные. Благодаря такому опыту, у подростка могут открыться глаза на себя и свою жизнь, может появиться новая цель и новые стремления.
  • Беседы. Возможно, самый малоэффективный метод воздействия. Тем не менее правильный разговор не нравоучительного характера, может стать той водой, которая точит камень. Нужно почаще интересоваться у подростка, к чему он стремится, какая профессия ему нравится, как он планирует достигать свои цели. Если подобные беседы будут ненавязчивыми, но все же периодическими, школьнику придется думать о более серьезных вещах, чем он привык.

Конечно, вопрос мотивации очень сложный и всегда актуальный. Если бы существовал универсальный рецепт решения этой проблемы, то им уже давно бы воспользовались. Тем не менее его нужно искать. Кто знает, а вдруг поможет?

^ Наверх