Новогодний марафон

Театр кукол "Арлекин"

Театр кукол Арлекин

Художественный руководитель театра, заслуженный артист России, Александр Сергеевич Елохин родился 11 января 1947 года в городе Ташкенте. Его отец Сергей Сергеевич Елохин работал актером в ташкентском русском драматическом театре (в годы Великой Отечественной Войны на сцене театра играла великая актриса мейерхольдовского театра М. Бабанова и С.С. Елохин был ее партнером).

Александр Сергеевич Елохин По словам Александра Сергеевича Елохина любовь к театру была привита ему с самого детства его мамой Новожиловой Зоей Павловной. Он был актером школьного театра. С 1963 по 1965 гг. занимался в студии народного театра у Валентина Ивановича Данилова. Участвовал в спектакле "Сестры" А. Кнорре. В 1965 был принят в труппу волгоградского театра кукол, где состоялся его актерский дебют. После службы в армии Александр Сергеевич поступил в Ленинградский институт театра музыки и кинематографии. Первое высшее образование он получил актерское и сразу же поступил на режиссуру. Закончив институт он занялся поиском себя в театральной жизни. Работал главным режиссером в Саранске, Тольятти, Кривом Роге.

В 1988 году Александр Сергеевич вместе с семьей возвращается из Кривого Рога в родной для него город Волжский. Первое время работает художником на заводе органического синтеза.

Театр кукол Арлекин

5 декабря 1990 было принято решение исполкома Волжского городского Совета народных депутатов 26/932 "О создании городского театра кукол".

Первые четыре года своего существования театр кукол не имел собственного помещения. Спектакли проходили в конференцзале больничного городка. Бухгалтерия, мастерская театра и склад с материалами для спектаклей находились в квартире. Куклы к первому спектаклю "Улыбка клоуна" Александр Сергеевич делал вместе со своей женой Зоей Альбертусовной.

В 1991 году в Волжский, для работы в театре, приезжает художница из Кишинева Нина Петровна Забродина. Начало 90-х тяжелое время для всей страны, но не смотря не на что Зоя Альбертусовна и Александр Сергеевич добились того, что Нина Петровна получила двухкомнатную квартиру в городе Волжском.

Многие из первых актеров театра кукол пришли в него из закрытого Волжского Молодежного драматического театра. Все они люди не случайные, имеющие актерское образование, болеющие театром, они с первых спектаклей влюбляют маленьких зрителей в театр кукол.

С транспортом театру кукол помогает скорая помощь. На ее автомобилях марки "Раф" театр не один год ездит по школам и детским садам города. Но в 1993 году город предоставляет театру автобус.

1993 год Александр Сергеевич Елохин ставит спектакль "Жили-Были" (Пьеса Р. Кочанова по сказке "Курочка Ряба") С этим спектаклем связан первый большой успех волжского театра. В 1995 году он принял участие в "Днях культуры России" в арабской Республике Египет, в городе Александрии. "Сабах эль-хир, гедда" (Доброе утро, баба!) - так на ломаном арабском произнес актер первую фразу спектакля. Публика засмеялась, оживилась. Дальше содержание представления пересказывал переводчик, но зрителям, особенно маленьким, и так все было понятно по выразительным физиономиям и жестам кукол, по интонациям и музыкальному сопровождению. Спектакль "Жили-были+" вызвал неподдельный интерес, "Арлекин" даже побывал на аудиенции у губернатора Александрии и был награжден Дипломом Российского центра международного и культурного сотрудничества при правительстве России.

1994 год театр кукол переезжает в здание кинотеатра "Энергетик". Что такое переезд, знают многие по собственному опыту. Сколько всего произойдет, прежде чем вас поздравят с новосельем! И нервные сборы: как бы чего не потерять, не разбить, и суета на необжитом месте, и не покидающее долго сомнение: неужели, действительно переезжаю? Наверное, что-то подобное из этого испытал и режиссер театра, когда стало известно решение администрации и когда начались хлопоты. Появляются настоящая сцена, цех для изготовления кукол и декораций. Для музыкального оформления спектаклей приглашаются профессиональные музыканты. В этом году театр выпускает спектакль "Голый король". Большие красивые куклы, сложные декорации, замечательная музыка.
Евгений Шварц написал эту пьесу по трем сказкам Андерсена: "Принцесса и свинопас", "Принцесса на горошине" и "Новый наряд короля".

1996 год здание кинотеатра "Энергетик" полностью переходит театру кукол и кино Арлекин, и внесены изменения в название кинотеатра.

1997 год выпуск спектакля "Кот в сапогах" этот спектакль на многие годы становится визитной карточкой театра. Маленькие зрители с удовольствием смотрят его по несколько раз. Музыкальное сопровождение к спектаклю делает профессиональный композитор Константин Пирогов.

Театр кукол Арлекин 1998 год снова успех. "Великий Кот-маг" - так называется новый спектакль по пьесе венгерского драматурга Дюлы Урбана. Это сказочная история Ромео и Джульетты, и происходит она не в итальянском городе Верона, а в любезной сердцу грызуна сыроварне. Не ладят семейства Спагетти и Капусталетти. Зато дети их - озорной Ромка и нежная Юлечка подружились. "Мышиной возне" взрослых, делящих мир на серых и белых мышей, противопоставляется светлая детская дружба. Такая крепкая, что, поборов страх, обращаются юные герои к таинственному волшебнику - Великому Коту-магу, которого никто никогда не видел и только голос его наводил ужас на всех обитателей сыроварни. Этот спектакль принес театру "капитал", твердую театральную валюту - один полновесный сольдо и надежду на то, что эта монетка даст богатые плоды. Такой памятный знак с профильным портретом самого Буратино получил "Арлекин" за участие в фестивале театров кукол городов Юга России, посвященном дню Волгограда. Всего в нем участвовало девять профессиональных коллективов - из Волгограда, Саратова, Краснодара, Астрахани, Воронежа, Ставрополя, Ростова-на-Дону. Был также и софийский театр кукол из Болгарии. Волжский молодой театр не потерялся на фоне крупных, давно сложившихся коллективов. "Великий Кот-маг" привлек внимание и решением образов героев, и музыкальным оформлением (композитор Н. Шубин), и игрой актеров. Режиссер "Арлекина" А. Елохин получил театральную премию газеты "Интер" в номинации "Единство актера и жанра".

1999 год. Спектакль "Веселый балаган Петрушки и Балды" - попытка познакомить зрителей с народным "театром Петрушки", непременным атрибутом каждой старинной ярмарки. Спектакль состоит из трех частей: "Петрушка и Барин", "Петрушка и Цыган", "Сказка о Попе и работнике его Балде", объединенных одним героем - "ироническим удачником", как величают его фольклористы. Петрушка, Иван-дурак, Пушкинский Балда - это все близнецы-братья, разные лики одного образа, любимого русскими сказочниками простофили, который в итоге всегда оказывается победителем.

2000 год. К 55-летию Победы выпуск спектакля по замечательной пьесе Евгения Шварца "Сказка о храбром солдате и Царе-водокруте". Написанная давно, сразу после войны - в сорок шестом году, она и сегодня не может не трогать своей добротой, удивительной человечностью.

2001 год. Александр Сергеевич Елохин и коллектив театра кукол "Арлекин" работают над спектаклем "Маленький Принц" Антуана де Сент Экзюпери. Сложная философская сказка.

2002 год. Александр Сергеевич работает над классикой театра кукол спектаклем Буратино. И на суд маленьких зрителей выходит спектакль "Приключения Буратино".

Театр кукол Арлекин В феврале 2002 года в канун Дня защитника Отечества с девятидневным дружественным и творческим визитом театр побывал в самой горячей точке нашей страны - Чеченской Республике. Директор одной из школ Наурского района сказал после спектакля "За 45 минут вы совершили то, что мы не смогли сделать для ребят за год". Из Чеченской Республики театр привез Благодарственное письмо от руководства Чеченской Республики, а также почетную грамоту от военного коменданта Наурского района А. Калугина. В Чеченской Республике театр дал 12 благотворительных спектаклей для чеченских детей и российских солдат.

2003 год в Волжском муниципальном театре кукол "Арлекин" премьера "Шинель" по мотивам повести Николая Гоголя. Право работать для взрослой аудитории подаренное "кукольникам" великим Образцовым, никто не отменял. Более того, в последнее время они пользуются им все чаще. Однако для волжского театра кукол это первый опыт обращения к новой аудитории. Причину взросления "Арлекина", конечно, лучше всего знает его "отец" - художественный руководитель театра Александр Елохин.

Спектакль "построен" в разных формах. Здесь участвуют куклы-марионетки, выходят фигуры теневого театра, есть живые планы. Важную роль играют и музыка А. Шнитке, и декорации Н. Симкина, и Медный всадник, и завораживающий танец призрачной Шинели (очень сильная сцена спектакля).

Кажется, что время героя "Шинели" (а эта повесть появилась в 1842 году) не совпадает с нашим миром. Но и сегодня мир по-прежнему "топит" Человека, пытается его задавить. И этому всегда надо противится.

2005 год. Казалось вот только прогремела "Шинель", а "Арлекин" вновь задает себе высочайшую планку. Александр Елохин делает инсценировку романа Сервантеса "Дон Кихот". Это довольно смелое решение, "Дон Кихот", это такая глыба: 700 персонажей, многоплановость, многожанровость: и детектив и притча, и любовная история. В трактовке "Арлекина" доминирует приключенческая линия: сражения с великаном-волшебником, львом, свиньями, мельницами и несправедливым работодателем. Но в этой круговерти событий детскому спектаклю удивительным образом удается не потерять самого главное.

В небольшом сценическом пространстве художник Николай Симкин создает целый мир, теплый и поэтичный. Цвета напоенной солнцем земли: оттенки бежевого и коричневого. Зубчатая крепостная башня, зеленые деревья и накидки синьорит не Испания, но сказка о ней. В руках семерых актеров - Вячеслава Сулимова, Александра Елохина, Екатерины Веретенниковой, Натальи Гордеевой, Натальи Фалевской, Веры Матвеевой, Дениса Шустова - мир оживает, стремительный и захватывающий. Публика легко увлекается игрой, с восторгом встречая каждого нового героя: будь то огромный волшебник, сонный лев или остроумный Санчо. Доблестный оруженосец, которого художник наделил портретным сходством с худруком "Арлекина", философствует: "Лучше быть живым трусом, чем мертвым героем" - и скачет верхом на жареном гусе в своих мечтах о сытном обеде. Юный зритель смеется вместе с Санчо и удивляется его хозяину, искренне радуется победе Дон Кихота над "лукавым и ужасным Фристоном": странствующий рыцарь развеял колдовские чары, и в финале все славят его.

Когда-нибудь, если повезет, зритель "Арлекина" раскроет старую книгу Сервантеса и узнает, что Дон Кихот был повержен и безумен. Но от этого не станет любить его меньше. А пока кто-то же должен объяснить ребенку, что "стыдно нападать на того, кто не может себя защитить". И лучше всего это получится у представителя вымершей расы рыцарей, воплощения любимой мечты человечества.

Со спектаклем "Дон Кихот" "Арлекин" выступил на III Международном фестивале театров кукол "Серебряный осетр" в городе Волгограде. Работа волжан была удостоена медали и диплома за активный вклад в проведение III международного фестиваля, сохранение и развитие театральных традиций. В фестивале приняли участие 16 творческих коллективов из Румынии, Молдовы, Украины, из Белоруссии, Дагестана и России. Но по словам ответственного секретаря Российского Центра УНИМА Натальи Райторовской "Дон Кихот" был самым обсуждаемым спектаклем на фестивале.

2006 год. Художественному руководителю театра "Арлекин" Александру Елохину Указом Президента РФ присвоено почетное звание "Заслуженный артист России". Творчески одаренный художник Александр Елохин каждым спектаклем доказывает огромные возможности кукольной сцены.

Театр кукол Арлекин

2007 год."Любовь к волшебному апельсину" сказка, шутка и сатира - на этих трех китах зиждется новый спектакль волжского театра кукол "Арлекин". По словам Александра Сергеевича Елохина это спектакль о том, что любовь преодолевает все преграды вопреки всему. В основу спектакля легли мотивы и приемы итальянской комедии "дель-арте". А также сюжет комедии-сказки Карло Гоцци "Любовь к трем апельсинам".

В Волжской версии известной комедии (в названии которой количество апельсинов Елохиным было сокращено до одного, но зато волшебного) плут Труффальдино берется излечить от всех недугов меланхоличного принца. И так как принца необходимо оградить от чрезмерной опеки придворных, стремящихся извести наследника лекарствами, Труффальдино решает отправить его в путешествие. Он соблазняет его рассказами о небывалых заморских чудесах и уговаривает отправится на их поиски.

Творение Карло Гоцци всегда привлекало к себе внимание постановщиков. В свое время музыку к нему написал Сергей Прокофьев. Постановки озвученной им "Любви к трем апельсинам" с успехом шли в разные годы во многих известных театрах мира, в том числе в Мариинке.

В последствии пьесу несколько переиначил на современный манер петербуржец Владимир Синакевич, когда-то писавший тексты и миниатюры для Аркадия Райкина, а затем перешедший к детской драматургии. С его легкой руки пьеса стала называться "Любовь к одному апельсину", но сути самой комедии, это обстоятельство никоим образом не меняло. Мастер острой фразы Синакевич и кукольников понуждал к тому, чтобы искать новые формы выражения глубокого содержания "старой" комедии в новом ее обличье.

В настоящее время пьеса Синакевича в различных постановках успешно идет на шести театральных площадках Санкт-Петербурга. И не только у кукольников, но и в театре юного зрителя. Однако у Елохина есть свой, "эксклюзивный", вариант, который ни у кого и ни с кого не считан. Гротескные красочные маски, быстрая смена картин и "полет" декораций, постоянно сменяющие "живой план" куклы, сценические эффекты - приемы "дель-арте" придают спектаклю колорит чудесной феерии. А в ней мастерски перемешаны формы старинного и современного театра. И все это действо происходит на фоне чудесной, неповторимой музыки, в соавторы которой Сергею Прокофьеву Елохин взял питерского композитора Леонида Десятникова (написавшего скандально известную оперу "Дети Розенталя").

Так на свет появился интересный симбиоз симфонической и рок музыки. Потому, наверное, к нему более всего подходят слова Сергея Прокофьева: "Изобретательность для композитора не менее важна, чем внутреннее содержание".

Необходимость соединить в одно целое оперу и театр кукол - эта задача всегда была увлекательна для любого режиссера. Потому интересно вдвойне умение найти ей достойное решение.

Если говорить о репертуаре "Арлекина", то он постоянно обновляется. При этом главный режиссер театра не ограничивается лишь "детской" классикой (такой, к примеру, как "Приключения Буратино"). Сценарии Александра Елохина, на казалось бы, взрослую тему стали здесь, пожалуй, делом обыденным. Спектакль "Удивительные фантазии Катарины или Чудесные сны Петруччио", по мотивам комедии Уильяма Шекспира "Укрощение строптивой" яркое тому подтверждение.

Сам Александр Сергеевич говорит:

- Да, наверное, "Укрощение строптивой" - вещь непростая даже для взрослого зрителя. Но действующим лицам не чужда эксцентричность в поступках. И куклы как раз и могут передать ее детям, показав некую пародию на реальную жизнь. Ведь дети наблюдают ее и отношения между взрослыми каждодневно. И от этого ни куда не уйдешь. В спектакле же они (да и взрослые) могут видеть ее несколько очищенной от этой самой реальности. Да плюс еще Шекспир с его талантом. Пусть там и проповедуются некие патриархальные устои ("Да убоится жена мужа своего"), удалось от этого несколько отойти. И нам ближе трактовка пьесы (может и не совсем верная) режиссера Алексея Попова, поставившего ее в конце тридцатых годов прошлого века. Он предложил некую романтическую схему, когда встречаются две личности. И среди всего окружающего мира вдруг видят друг друга. С интересом общаются, состязаясь в острословии.

К слову сказать, сегодня в фойе театра на стене висят две афиши с автографами Людмилы Касаткиной, главной "строптивой" Советского Союза (фильм с ее участием вышел на экраны страны в 1961 году). Одна из них подписана в 1996 году (тогда она приезжала на творческую встречу в "Арлекин" прим. авт.). А вторая совсем недавно, когда актриса приезжала в Волжский на празднование Дня города. На фоне афишных Катарины и Петруччио ее размашистая роспись: "Сашенька, дай вам Бог счастья". Так, что вольно или не вольно, но живая Катарина благословила новую постановку.

А вот, что о новом спектакле "Арлекина" сказала Тамара Башлыкова, автор книг о Волжском и родном крае:

- Я рада, что родился такой спектакль для детей. Александр Елохин, поставивший "Веселый балаган Петрушки и Балды" по А. Пушкину, "Маленького принца" Сент-Экзюпери, "Приключения Буратино" А. Толстого, "Дон Кихота и Санчо" М. Сервантеса, "Курочку Рябу, или Жили-были+" по мотивам русских народных сказок, сегодня превзошел себя. Чудесные костюмы. Великолепные декорации. И конечно, художник театра Николай Симкин виден с первого взгляда. Необыкновенная постановка. Кажется, взрослая тема. Но как она понятна для детей! Это надо видеть и взрослым и детям.

Музыкальное оформление спектакля выполнено волжским музыкантом и композитором Александром Соловьевым.

Коллектив театра кукол Арлекин

Сейчас в "Арлекине" кипит работа над новым спектаклем, который хотелось бы подарить публике на 55-летие Волжского. Спектакль будет поставлен в соответствии с традициями фольклорного театра по мотивам казачьих сказок Владимира Когитина. Основой сценария стала легенда о названии реки Ахтубы. Отсюда и имена главных героев - прекрасная девушка Туба и ее возлюбленный казак Тишка. Идея создания спектакля принадлежит Александру Александровичу Рогозину.

Театр кукол "Арлекин" всегда идет в ногу со временем. Его художественный руководитель Александр Елохин постоянно ставит перед собой сложнейшие задачи. Находит интересные решения. За свои девятнадцать лет театр, начав с простейших детских спектаклей (которые до сих пор с удовольствием смотрят маленькие волжане), поднялся на абсолютно новый уровень, подтверждением тому являются: "Шинель" по Гоголю, "Дон Кихот" Сервантеса, "Маленький Принц" Антуана де Сент Экзюпери и многие другие спектакли, которые заставляют юных волжан не только смеяться, но и учится думать.

Администрация Волжский.ру выражает благодарность Елохину Александру за предоставленные материалы.

Источник: Глава II книги "Театры города Волжского" автор Александр Елохин-младший 2009 год.

Поиск
Соцсети



Пользуясь данным ресурсом вы соглашаетесь с «Условиями использования сайта».
Новое на сайте
Самое обсуждаемое
Комментарии дня

Лучший комментарий дня:

+37 Автор: 14.
Уважаемые МФЦ, денег у нас нет, но вы держитесь. В ...


Худший комментарий дня:

-18 Автор: жена водителя.
Разуй глаза слепыш. А я с прошлой пятницы мужа дом ...

Данные за прошедшие сутки.
Погода/Курсы валют
Ночью +1 Пасмурно. Без осадков

Ветер 7 м/с

Утром -3 Пасмурно. Без осадков

Ветер 7 м/с

Погода на сутки GisMeteo
Сегодня

$ 63.30

€ 67.21

Партнёры



Новое: Ссылка

^ Наверх