Новогодний марафон

Cоциальное самочувствие волжан

С июня 2009 года Агентство маркетинговых коммуникаций «Вьюпоинт» (АМК «Вьюпоинт») приступило к реализации проекта «Мониторинг социального самочувствия жителей Волжского». Цель проекта – сбор, анализ и свободное, систематическое распространение информации о состоянии общественных настроений в городе Волжском.

Социальные настроения являются важнейшим регулятором и индикатором индивидуального и коллективного поведения, наблюдение за их состоянием позволяет не только лучше понять, чем определяется отношение людей к жизни сейчас, но и в определенной степени сформулировать прогноз, каким может быть поведение населения в ближайшее время.

Данные опроса (июнь 2009 года)

Самооценка материального положения

Кризис оказал и продолжает оказывать негативное влияние в первую очередь на материальное положение населения. Негативно оценивает уровень своего материального благосостояния 29,0% жителей Волжского (25,4% респондентов описали его как «плохое»; 3,6% - как «очень плохое»). Обращает на себя внимание значительное (58,6%) число неопределенных оценок («среднее материальное положение семьи»). Это может свидетельствовать о происходящей корректировке населением своего экономического (потребительского) поведения с целью определения рационального (оптимального) выбора в сложившейся ситуации. Поскольку неясно, в каком направлении, и какими темпами будет развиваться ситуация в экономике, людям весьма сложно оценивать и прогнозировать экономическое состояние домохозяйств. Соответственно – многие отдают предпочтение неопределенной оценке («среднее»).

Первое в текущем году измерение индексов социальных настроений не позволяет провести сравнительный анализ полученных результатов. Однако некоторые интересные наблюдения можно сделать уже сейчас.

Мужская аудитория опроса несколько более «оптимистична» в оценках, чем женская. Наиболее сложно оценивают свое материальное положение респонденты в возрасте 40-54 лет. Обратим внимание на то, как резко (в 4,2 раза) снижается количество оценок «хорошее» (материальное положение) при переходе из возрастной группы 25-39 лет к 40-54-летним. Не является ли это свидетельством в пользу представления о том, что конкурентоспособность (а соответственно – и материально-финансовые перспективы) работников старше 40 лет на рынке труда заметно снижаются?

Среди 40-54-летних волжан практически в 2 раза больше оценок «плохое» (материальное положение), чем среди опрошенных в группе 25-39-летних и в 1,2 раза больше, чем среди лиц (пред)пенсионного возраста (55-69 лет).

Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?

Таблица 1

  Всего
по выборке
Пол Возраст
М Ж 18-24 25-39 40-54 55-69 70+
Очень хорошее 0,7 1,6 0,0 2,8 0,0 1,3 0,0 0,0
Хорошее 11,0 13,3 9,2 22,2 16,2 3,8 11,3 3,3
Среднее 58,6 63,0 54,9 66,7 59,5 57,7 54,8 56,7
Плохое 25,4 20,5 29,4 8,3 17,6 34,6 27,4 36,7
Очень плохое 3,6 1,6 5,2 0,0 5,4 1,3 6,5 3,3
Затруднились оценить / отказались 0,7 0,0 1,3 0,0 1,3 1,3 0,0 0,0
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Рисунок 1. Самооценки материального положения жителей Волжского (июнь 2009 года)

Рисунок 1. Самооценки материального положения жителей Волжского (июнь 2009 года).

Значение индекса материального положения = 41,3 пункта.

Удовлетворенность жизнью

Насколько, в целом, Вас устраивает жизнь, которую Вы ведете?

Чуть более трети волжан (34,6%) «вполне» и «по большей части» устраивает жизнь, которую они ведут. Прежде всего, это касается жителей города моложе 39 лет.

38,2% опрошенных отметили, что их оценка жизни характеризуется соотношением «50/50» («отчасти устраивает, отчасти нет»).

Примерно каждый четвертый респондент (25,7%) заявил, что его в той или иной степени не устраивает жизнь, которую он сейчас ведет.

Таблица 2

  Всего
по выборке
Пол Возраст
М Ж 18-24 25-39 40-54 55-69 70+
Вполне устраивает 15,7 18,1 13,7 30,6 20,3 15,4 8,1 3,3
По большей части устраивает 18,9 18,1 19,6 33,3 24,3 11,5 14,5 16,7
Отчасти устраивает, отчасти нет 38,2 38,6 37,9 27,8 35,1 41,0 46,8 33,3
По большей части не устраивает 16,4 15,7 17,0 8,3 12,2 16,7 17,7 33,3
Совершенно не устраивает 9,3 8,7 9,8 0,0 6,7 12,8 11,3 13,4
Затруднились ответить / отказались 1,5 0,8 2,0 0,0 1,4 2,6 1,6 0,0
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Рисунок 2. Показатели удовлетворенности жизнью жителей Волжского (июнь 2009 года)

Рисунок 2. Показатели удовлетворенности жизнью жителей Волжского (июнь 2009 года).

Как мы видим, доля оптимистично настроенных волжан больше, чем пессимистов (см. также таблицу 3 и рисунок 3). Это факт, наиболее вероятно, свидетельствует в пользу предположения о том, что значительная часть населения (не менее 50% экономически активного населения) более или менее успешно адаптируется к изменившимся условиям жизни. При этом степень и формы адаптации различны. Какая-то часть горожан занимает активно-конструктивную позицию в оценке происходящих событий и способна эффективно скорректировать свое поведение, у другой части – пока лишь выработалось «привыкание» к ситуации, но активных изменений в поведении не произошло. «Жизнь трудная, но пока еще терпеть можно» - вероятно это наиболее близко описывающая ситуацию формулировка.

Значение индекса удовлетворенности жизнью = 47,1 пункта.

Уровень социального оптимизма

Как Вы считаете, через год Вы (Ваша семья) будете жить лучше, или хуже, чем сейчас?

37,1% горожан полагает, что через год они будут жить лучше, чем сейчас. 27,1% считает, что ситуация стабилизировалась и не повлечет серьезных изменений в их жизни в ближайшие 12 месяцев. Таким образом, 64,2% волжан не прогнозируют ухудшения своей жизни в течение ближайшего года.
Изменений к худшему ждут 17,5% жителей Волжского, еще 18,3% затруднились построить прогноз на год вперед.

О чем могут свидетельствовать полученные ответы? Следует ли их интерпретировать буквально, то есть утверждать, что почти две трети респондентов не отмечают никаких угроз собственному благополучию и оценивают будущее исключительно позитивно? Нет. Вероятно, мы имеем дело с несколько иной ситуацией. Она может быть объяснена с помощью понятий и терминов психологии. Поскольку кризис и все, что с ним связано, является мощным стрессором, у населения с течением времени включились т.н. «механизмы защиты», имеющие несколько уровней. То, что многие люди строят позитивный прогноз собственного будущего, может свидетельствовать о том, что тем самым они пытаются «вытеснить» травмирующие мысли о кризисе и тем самым защитить себя. В ситуациях постоянного отрицательного напряжения у человека последовательно «включается» основной, затем – запасной, уровни защиты. Именно это мы имели в виду, описывая ситуацию формулой «жизнь трудная, но пока еще терпеть можно». Каков ресурс приспособительных, иначе говоря, резистентных, возможностей населения, пока точно сказать нельзя. Необходим определенный период наблюдений.

Таблица 3

  Всего
по выборке
Пол Возраст
М Ж 18-24 25-39 40-54 55-69 70+
Значительно лучше 12,5 11,8 13,1 41,7 13,5 9,0 4,8 0,0
Несколько лучше 24,6 26,8 22,9 27,8 31,1 37,2 4,8 13,3
Так же, как и сейчас 27,1 26,8 27,5 19,3 29,7 24,4 27,4 36,7
Несколько хуже 10,4 7,9 12,4 5,6 1,4 9,0 24,2 13,3
Значительно хуже 7,1 7,9 6,5 0,0 5,4 5,1 14,5 10,0
Затруднились ответить / отказались 18,3 18,8 17,6 5,6 18,9 15,3 24,3 26,7
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Рисунок 3. Оценки уровня социального оптимизма жителей Волжского (июнь 2009 года)

Рисунок 3. Оценки уровня социального оптимизма жителей Волжского (июнь 2009 года).

Значение индекса социального оптимизма = 46,7 пункта.

Комплексный индекс социального самочувствия

Значение комплексного индекса социального самочувствия в июне 2009 года составило 45 пунктов.

Специалисты ВЦИОМ, измеряющие индекс социального самочувствия в течение продолжительного времени и имеющие значительный опыт его интерпретации, считают, что значения выше 50 пунктов свидетельствуют о преобладании оптимистических оценок, ниже 50 пунктов – о преобладании пессимистических настроений среди населения.

Вопрос месяца

Тема июньского опроса – отношение волжан к мерам, направленным на ограничение торговли алкоголем.

Алкогольные проблемы современной России приняли масштабы гуманитарной катастрофы, ведут к высокому уровню смертности, заболеваемости, травматизма, преступности, сиротства, алкоголизма. По данным Роспотребнадзора в России ежедневно употребляют алкоголь (включая пиво) 33% юношей и 20%девушек, при этом подавляющее большинство несовершеннолетних приобретает спиртное в киосках и ларьках. Во многом это происходит из-за того, что подавляющее большинство несовершеннолетних беспрепятственно покупает спиртное в киосках и ларьках. Контролирующие органы не в состоянии осуществлять надзор за всеми точками, торгующими слабоалкогольными напитками и пивом. Единственный выход – запретить торговлю алкогольными напитками в киосках и ларьках. Поддерживают ли эту меру жители Волжского? Чтобы проверить это, мы обратились к ним с вопросом:

Согласны ли Вы с тем, что надо полностью запретить продажу любых алкогольных напитков, включая пиво, в ларьках и киосках?

Меры, направленные на запрет торговли алкоголем в киосках и ларьках готовы поддержать почти 72% волжан. Доли горожан, безусловно согласных с таким предложением («да»), значительны во всех возрастных группах и увеличиваются с возрастом: от 38,9% (18-24 года) до 80,0% (70+ лет). Среди беззаговорочных сторонников данной меры заметно больше женщин, чем мужчин (62,1% и 50,4% соответственно).

Рисунок 4. Отношение волжан к предложению полного запрета торговли алкогольными напитками в ларьках и киосках (июнь 2009 года)

Рисунок 4. Отношение волжан к предложению полного запрета торговли алкогольными напитками в ларьках и киосках (июнь 2009 года).

Среди респондентов, однозначно не согласных с предложенной мерой («нет»), почти в 3 раза больше мужчин, чем женщин (22,8% и 7,8% соответственно). Наиболее активными противниками запрета на торговлю алкогольными напитками в киосках и ларьках являются молодые люди в возрасте 18-24 лет (в той или иной степени против введения запрета выступают 38,9% опрошенных в этой возрастной группе).

Таблица 4

  Всего
по выборке
Пол Возраст
М Ж 18-24 25-39 40-54 55-69 70+
Да 56,8 50,4 62,1 38,9 45,9 60,3 64,5 80,0
Скорее, да 15,0 15,0 15,0 19,4 17,6 14,1 17,7 0,0
Скорее, нет 10,4 10,2 10,5 13,9 14,9 10,3 4,8 6,7
Нет 14,6 22,8 7,8 25,0 17,6 11,5 11,3 10,0
Затруднились ответить / отказались 3,2 1,6 4,6 2,8 4,0 3,8 1,7 3,3
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

 

Исследование проведено агентством маркетинговых коммуникаций «Вьюпоинт» (АМК «Вьюпоинт»)

 
Добавить комментарий
Ваше имя:
Комментарий:
Введите:
Кликните, чтобы обновить.
Прикрепить файл:
Разрешается загружать только .pdf, .doc, .xls, .jpg, .gif, .png, .mp3, .txt, размером до 5 мб.
Добавляя комментарий вы соглашаетесь с правилами общения на сайте.
?

Подписаться на комментарии RSS лента комментариев

Мнения, высказываемые в комментариях, могут не отражать официальную точку зрения администрации сайта.

Поиск
Соцсети



Пользуясь данным ресурсом вы соглашаетесь с «Условиями использования сайта».
Новое на сайте
Комментарии дня

Лучший комментарий дня:

+9 Автор: vmt.
"Вот парадный подъезд. По торжественным дням, ...


Худший комментарий дня:

-9 Автор: Smith.
Может, я кому-то надоел, но виновата прокладка,а н ...

Данные за прошедшие сутки.
Погода/Курсы валют
Ночью -9 Пасмурно. Без осадков

Ветер 8 м/с

Утром -7 Пасмурно. Без осадков

Ветер 10 м/с

Погода на сутки GisMeteo
Сегодня

$ 64.15

€ 68.47

Завтра

$ 63.92

€ 67.77

Партнёры



Новое: Ссылка

^ Наверх